и технологии компании PriceWaterhouseCoopers, и Игорь Пантелеев, директор Отдела консультационных услуг в области управления.

Телекоммуникационный бизнес традиционно очень привлекателен для инвесторов. Сохранится ли это положение и в будущем?


Марко Рус: "Главная проблема сегодня состоит в том, что в конце 1999 - начале 2000 года развитие телекоммуникационного рынка замедлится"
Марко Рус (МР): Да. Причина в том, что, с одной стороны, этот рынок постоянно растет, в том числе и в России. С другой - положение телекоммуникационных компаний более устойчиво, чем у фирм, занимающихся многими другими видами бизнеса.

При этом налицо перспективы роста: в России, например, на 100 жителей приходится 20 линий, в то время как на Западе эта цифра в два раза больше. Другой интересный показатель: в западных странах доходы от телекоммуникационного рынка составляют 1,8-2% от валового национального дохода, в то время как в России в 1997 году эта цифра была 0,7%. Кроме того, телекоммуникационный рынок как область вложения средств вызывает интерес не только "чистых" инвесторов, но и производителей телекоммуникационного оборудования. Ибо необходимо привести технический уровень телекоммуникационной сети страны в соответствие с западными стандартами.

Если бы утвержденные правительством в 1993-1994 годах планы по модернизации сетей, намеченные на период до 2004-2005 годов, были претворены в жизнь, то Россия по техническому уровню сетей стала бы наиболее развитой телекоммуникационной страной мира.

И как долго этот рынок останется привлекательным?

МР: Я убежден, что достаточно долго. Главная проблема на сегодня состоит в том, что в конце 1999 - начале 2000 года развитие телекоммуникационного рынка замедлится. Но когда экономика России начнет набирать обороты (это будет в 2000 году), его развитие получит новый импульс.

Будучи консультационной компанией, мы работаем со многими крупными стратегическими инвесторами и знаем, что они проявляют большой интерес именно к российскому рынку связи. Но есть ряд моментов, которые любой инвестор учитывает при принятии решений по инвестированию средств в сектор связи. Это прежде всего долгосрочные планы экономического развития и экономическая политика страны. В сфере телекоммуникаций, кроме того, инвесторы смотрят, насколько грамотна тарифная политика. Например, в послекризисной России увеличение тарифов в регионах было очень незначительным. И как следствие - весьма мала прибыльность региональных компаний.


Игорь Пантелеев: "России полезно будет изучить существующую практику на Западе и взять то, что подходит для местных условий"
Игорь Пантелеев (ИП): В перспективе Россия пойдет по западному пути, начнется слияние мелких компаний или создание альянсов. На Западе это происходит чуть ли не ежедневно. Это и слияние телекоммуникационных фирм, и приобретение Internet-провайдеров, и альянсы между производителями телекоммуникационного оборудования и поставщиками услуг, и кооперация телевизионных и телекоммуникационных фирм.

Вам не кажется, что российский рынок связи и так сильно монополизирован? Как правило, в каждом регионе есть государственное предприятие или акционерное общество, которое является фактическим монополистом.

МР: У меня двоякое мнение на этот счет. Если говорить о традиционной связи по проводам, то я полагаю, что уровень услуг операторов был бы намного выше, если бы региональные операторы объединились в крупные структуры на уровне нескольких регионов. Потому что тогда у них было бы квалифицированное руководство, единый источник финансирования и расширенный спектр услуг и так далее.

С другой стороны, оператор наземной связи начинает работать более эффективно и начинает отслеживать качество предоставляемых услуг, если есть достойный соперник. Конкуренция может исходить от второго оператора наземной связи, а то и от операторов сотовой или спутниковой связи.

Перечислите наиболее перспективные для инвесторов сектора телекоммуникационного рынка.

МР: Тут есть некоторая разница между Россией и остальным миром. Сотовая связь в России развивалась такими быстрыми темпами потому, что она является альтернативой наземной, качество которой было зачастую невысоким, а в некоторых регионах возможностей оператора просто не хватало. В то время как на Западе услуги, предоставляемые мобильным оператором, представляют собой дополнительный, а не альтернативный сервис. Поэтому там инвесторов интересует бизнес, связанный с оказанием дополнительных услуг в области телефонной связи: сотовой и спутниковой. В России же они нацеливаются в основном на наземную. Но учитывая размеры страны, мобильная связь также представляется очень перспективной, в особенности радиорелейная, потому что Россия достаточно "плоская" страна, без гор.

ИП: Я хотел бы добавить, что телекоммуникационный рынок по-прежнему интересует западных инвесторов еще по двум причинам. Во-первых, это самый наукоемкий и высокотехнологичный сектор, то есть вся передовая технология фактически сосредоточена на этом рынке. Например, телекоммуникационные компании тратят на информационные технологии порядка 6-7% бюджета, в то время как нефтяные - около 1-1,5%, такая же пропорция соблюдается и в России. Вторая причина, специфичная для России: здесь телекоммуникационные компании, по сравнению с работающими в других видах бизнеса, более прозрачны для западных инвесторов. Наличие огромного количества пользователей требует перевода платежей через банки, поэтому вся финансовая и административная оболочка вполне прозрачны.

МР: Еще одна область, которая будет интенсивно расширяться в телекоммуникационном секторе - это передача данных. Пока связь развивается преимущественно в области передачи голоса, а для деловых целей, для бизнес-пользователей очень важна передача данных, диаграмм, графиков. Другое направление - видеоконференции. Некоторые наши российские клиенты в России - компании-инвесторы рассматривают этот сектор как наиболее перспективный.

ИП: В Германии объем услуг по передаче данных за 1998 год увеличился в два раза. С учетом того, что Россия в какой-то степени повторяет западный путь, можно предположить, что передача данных представляет для инвесторов большой интерес. Стоит принять также во внимание, что государство в этом виде деятельности тарифы практически не регулирует, они устанавливаются операторами исходя из рыночной конъюнктуры. Сейчас доходы, которые получают региональные операторы от этого вида сервиса, составляют порядка 10-15%. Но динамика роста этого вида услуг существенно выше, чем в других видах сервиса.

Какова должна быть степень участия государства в телекоммуникационном бизнесе?

ИП: Американское правительство руководствуется одними принципами, европейские - другими, думаю, что для России нужно разрабатывать российскую модель участия государства. С одной стороны, как и на всяком рынке, ключевым фактором, определяющим качество предоставляемых услуг, является конкуренция. Но государство может влиять на качество предоставляемых операторами услуг и, что немаловажно, на социальные аспекты связи, обеспечивая учет интересов различных групп пользователей: малоимущих, инвалидов, жителей отдаленных районов и сельской местности. Более широкий аспект экономической политики государства - контроль над инфляцией, стимулирование развития местной промышленности, которая работает на телекоммуникационный сектор, и так далее. Полагаю, что России полезно будет изучить существующую практику на Западе и взять то, что подходит для местных условий.

Телекоммуникационные компании и провайдеры вынуждены из-за конкуренции вкладывать очень большие средства в разработку новых продуктов. Как это влияет на развитие рынка в целом?

МР: У нас в компании существует специальная группа, которая занимается исследованием и прогнозированием стратегических сценариев развития секторов рынка. Согласно ее прогнозу, через десять лет во всем мире останется около десяти крупных операторов. Одна из причин - общая тенденция к глобализации. Другая - потребность в постоянных инвестициях в оборудование, сети, обучение персонала и так далее. Необходимые средства для этого могут выделить лишь очень крупные структуры.

Как, на ваш взгляд, изменился российский рынок из-за кризиса?

МР: Наземные операторы столкнулись с тем, что многие абоненты расторгли договора или существенно снизили объем потребляемых услуг. Растет уровень неплатежей. Сами операторы ведут переговоры о реструктуризации своих валютных займов и уменьшают инвестиции в развитие собственной инфраструктуры. В более дорогостоящем мобильном секторе реакция клиентов оказалась еще более болезненной для операторов. Но тем не менее почти все субъекты рынка как-то приспособились к новым условиям и продолжают бороться за сократившийся и обедневший слой клиентов.

Дал ли кризис что-нибудь хорошее для телекоммуникационного рынка?

МР: Мы вели переговоры с рядом региональных операторов фиксированных линий, и они, несмотря на всю тяжесть ситуации, рассматривают кризис как возможность оздоровления бизнеса: улучшения организационной структуры, ужесточения финансовой дисциплины, оптимизации инвестиционной политики и т.д.

ИП: Кроме того, хотя многие долгосрочные дорогостоящие проекты, такие как создание цифровых коммуникаций, к сожалению, заморожены, кризис заставил пересмотреть и еще раз внимательно просчитать все проекты. Не секрет, что во многих компаниях хорошо отслеживалось качество проектов, их бюджет, но мало внимания уделялось срокам исполнения. Кризис заставил внимательнее отнестись к этой стороне дела.

Кризис - время перемен. Можно ли ожидать каких-либо изменений на российском телекоммуникационном рынке, например, прихода новых инвесторов?

МР: Вряд ли такие ожидания обоснованны. Полагаю, что именно крупные инвесторы подождут, пока окончательно прорисуется антикризисная программа правительства, программа стабилизации, и тарифная политика приобретет какие-то реальные очертания. Думаю, вряд ли стоит надеяться на крупные изменения в ближайшие два года. Хотя в России может случиться все что угодно.