На эти и другие вопросы ответил в беседе с редактором журнала "Открытые системы" Дмитрием Волковым Клаус-Дитер Кирст.
Почему вопрос о новой стратегии возник именно сегодня и в чем ее суть?
После появления таких программных продуктов, как EntireX, Bolero или Tamino, говорить о Software AG исключительно лишь как о разработчике известной в России СУБД Adabas стало, мягко говоря, некорректно. Сегодня погоду в области ИТ делает Internet: согласно данным IDC, вплоть до 2001 года рынок электронной коммерции будет ежегодно удваиваться, быстро достигнув отметки в 200 млрд. долл. Однако вместе с известными выгодами Internet порождает и множество проблем: организация работы с унаследованными критически важными приложениями, обеспечение доступа к измеряемым многими терабайтами массивам данных, интернационализация, безопасность приложений электронной коммерции и т. п. Именно ориентация на Internet, вылившаяся в программу Internet-Based Business (IB2), стала основным мотивом новой стратегии Software AG. Вторая причина - это обновление почти всего высшего руководства. Кстати, именно благодаря изменениям в руководящем звение компания за три года резко улучшила все основные финансовые показатели; чистый доход до уплаты налогов в 1998 году составил 87,3 млн. марок, что на 35% выше результатов прошлого года. К сожалению, в России многие полагают, что от производителя Adabas уже не стоит чего-либо ждать. Одна из моих задач - преодолеть этот стереотип.
Определенным импульсом послужило также касающееся технологии DCOM соглашение с Microsoft, которая рвется сегодня на рынок мэйнфреймов, не имея, однако, адекватных инструментов для организации взаимодействия своих продуктов с СУБД, файловыми и операционными системами, работающими на этой платформе. Можно по-разному относиться к Microsoft, дискутировать по поводу надежности ее продуктов, однако, несмотря ни на что, они очень неплохо действуют на рынке. Так почему бы, например, с помощью технологий EntireX или Bolero не предоставить миллионам конечных пользователей доступ к базам данных, годами накапливаемых на мэйнфреймах?
Сегодня мы относим себя к интеграторам, особенно в области технологий, предполагающих применение Internet.
Ко всему этому добавились еще и чисто коммерческие причины, связанные с акционированием Software AG и ее выходом в этом году на фондовый рынок.
Оппоненты Software AG говорят, что смена стратегии не может затронуть архитектурных основ, которые, как известно, были заложены в базовые продукты компании еще 20 лет назад. Ваше мнение по этому поводу?
Действительно, первый продукт Software AG, с которого, собственно, и начиналась компания, появился в 1971 году. Это была всем известная сегодня СУБД Adabas, в основу идеологии которой легла господствовавшая тогда архитектура с центральным мэйнфреймом, вокруг которого размещается сколь угодно много терминалов разного "интеллекта". Однако долгое присутствие Software AG на рынке ПО совсем не означает, что компания исчерпала свой потенциал. Напротив, сегодня все крупнейшие производители компьютеров и большинство ведущих разработчиков программного обеспечения являются нашими партнерами. Кроме того, модные современные технологии тонких клиентов, распределенных вычислений, мобильных офисов и т. п. во многом повторяют идеологию центрального мэйнфрейма, но на более высоком витке спирали технологического развития. Наконец, у Software AG сегодня имеется весь необходимый инструментарий для создания современных приложений на основе технологий Internet, промежуточного ПО и постреляционных СУБД.
На какие сегменты рынка будет ориентироваться компания, предлагая свои продукты в России и странах СНГ?
Прежде всего это динамичный рынок небольших и весьма мобильных фирм, строящих свой бизнес на базе высоких технологий. Как показывает опыт Запада, команда из нескольких человек, оснащенная, например, средствами электронной коммерции, способна оперативно обслуживать миллионы потребителей. Одновременно мы будем продолжать развитие многолетних контактов с крупными организациями, влияющими сегодня на экономику России.
Что конкретно для России означает новая стратегия?
Кроме новых назначений изменился и статус региона, охватывающего Россию и страны СНГ, в общей управленческой структуре Software AG, в частности в системе планирования и отчетности. Если раньше этот регион входил в состав подразделения, куда еще были включены, например, страны Среднего Востока и ЮАР, то сейчас Россия и страны СНГ стоят наравне с Австрией и скандинавскими странами. Это влечет за собой реорганизацию московского офиса, изменение структуры местного управления, требует более тесной интеграции местной команды в общекорпоративную среду, диктует необходимость перегруппировки и наращивания ресурсов, направленных на непосредственную работу с клиентами и партнерами.
Одним из следствий структурных изменений, надеюсь, станет возросшая гибкость при работе на российском рынке - мы получили карт-бланш на проведение активной политики. Составными частями нашей стратегии теперь станет расширение партнерской сети, поиск каналов продвижения продукции Software AG через дистрибьюторов, работа с местными и глобальными независимыми производителей ПО, а также привлечение российских разработчиков. Подготовлена программа работы с учебными заведениями, которые будут получать наши продукты по чисто символической цене с условием развертывания на их базе программ обучения пользователей и применения систем от Software AG для создания новых приложений. При этом не следует считать, что мы пытаемся навязывать в России морально устаревшие системы: просто российские разработчики и менеджеры информационных подразделений недостаточно хорошо знают сегодня о новых решениях от Software AG. В этом, безусловно, есть и наш просчет: порой компания уступала место более активным американским производителям. Однако следует помнить - американский капитал быстро приходит на новые, особенно удаленные от метрополии рынки, однако, как показал кризис, так же быстро и уходит.
Любая зарубежная компания, какими бы большими ресурсами она ни обладала, утонет в России, если вовремя не позаботится о развитии партнерской сети. Чем Software AG собирается привлечь отечественных разработчиков, дилеров и интеграторов?
Если посмотреть на перечень предлагаемых сегодня компанией продуктов, то окажется, что это функционально полный набор инструментальных средств, необходимых для создания современных приложений, ориентированных на работу с Сетью. Электронная коммерция, биллинг, распределенные хранилища данных, системы принятия решений - все это можно эффективно построить с помощью Bolero, привлекая средства EntireX или Tamino. Поэтому я не думаю, что кто-нибудь из отечественных разработчиков усомнится сегодня в необходимости этих инструментов для компаний, использующих в своей работе высокие технологии. Другое дело, что нам следует более активно информировать компьютерную общественность о продукции Software AG, налаживать обоюдовыгодные деловые связи с новыми партнерами, поднимать на качественно новый уровень работу с десятками наших давнишних партнеров из стран бывшего СССР. Все это сегодня мы как раз и делаем, в частности, вместе с моими российскими коллегами пытаемся найти нетрадиционные пути активного продвижения продукции Software AG на местном рынке.
В числе таких конкретных шагов будет создание и развитие русскоязычного Web-узла по продуктам Software AG и особенно EntireX. Планируется также развертывание на базе наших партнеров программы подготовки пользователей и разработчиков.
В одной упаковке
Tamino - СУБД для электронного бизнеса; использует XML для управления мультимедиа-данными, что обеспечивает дополнительные преимущества для Web-приложений.
Bolero - "фабрика бизнес-приложений"; позволяет создавать IB2-приложения и разворачивать их на универсальной платформе виртуальной машины Java. Приложения, созданные с помощью Bolero, поддерживают Web-технологии, интегрируя существующие системы ERP и компонентные модели DCOM и JavaBeans. При этом предоставляется возможность создавать системы для автоматизации сложных бизнес-процессов, включающих в себя работу с Web. Bolero Application Server обслуживает приложения во время их выполнения - программы исполняются на виртуальной машине Java и поэтому могут быть развернуты как в среде Windows, так и на платформах OS/390 или Unix.
EntireX - промежуточное ПО, обеспечивающее прозрачную работу прикладных систем в неоднородной распределенной аппаратно-программной среде и позволяющее создавать вычислительные системы в широком спектре, начиная от удаленного доступа пользователей к базам данных и кончая многоуровневыми системами, выполняющими распределенные вычисления в архитектуре клиент-сервер.
Natural - ядро комплекса интегрированных средств четвертого поколения разработки прикладных систем и задач в централизованной многопользовательской архитектуре и/или в распределенной архитектуре клиент-сервер. Семейство средств Natural включает в себя универсальную среду символьного и графического событийно-управляемого программирования Lightstorm вместе с набором CASE-инструментов для разработчиков информационных систем, генератор прикладных систем CONSTRUCT, поддерживающий среду распределенных приложений, и активный словарь-репозитарий PREDICT. В Natural включены интеллектуальные редакторы, обобщенный интерфейс пользователя, средства управления версиями, инструмент переноса приложений, поддержка языка SQL, диалоговый инструментарий отладки, командный процессор, интегрированная система управления.
Adabas - постреляционная СУБД, спроектированная специально для управления сверхбольшими базами данных и решения жизненно важных задач в рамках информационных систем корпораций и организаций. Мультимодельность позволяет строить как традиционные иерархические, сетевые и реляционные базы данных, так и сложные текстовые информационно-поисковые и интегрированные системы и системы обработки изображений, постpеляционные структуры для моделирования, экспертного анализа сложных производственных процессов и т. д. СУБД работает на мэйнфреймах под управлением операционных систем IBM (OS/390, VSE/ESA, VM/CMS, OS/400), SNI (OSD) и Fujitsu (MSP), на всех основных вариантах Unix, на OpenVMS, а также Windows NT и Windows 95/98.
Клаус-Дитер Кирст: штрихи к биографии
Родился в 1946 году. Получил образование по специальности инженер-механик.
В 1973-1979 годах работал в компании "Люфтганза" в качестве программиста, аналитика проекта автоматизированной системы резервирования билетов.
В 1979-1982 годах - менеджер по продажам в компании Sperry Rand (производитель первых коммерческих компьютеров UNIVAC), которая, впоследствии, объединившись с Burroughs, стала Unisys.
В 1982-1987 годах - менеджер по системам CAD/CAM в компaнии Prime Computer.
В 1987-1996 годах - менеджер по продажам в Центральной и Восточной Европе, директор по международным связям корпорации Convex, региональный менеджер по высокопроизводительным системам Hewlett-Packard. Именно с этого периода началось работа Кирста на рынках стран бывшего СССР.
В 1996-1998 годах Клаус-Дитер Кирст - региональный менеджер Software AG, а с 1 января 1999 года - директор по развитию бизнеса в России и странах СНГ.