В один из дней выставки «Бухгалтерский учет и аудит», 29 января, компания «Парус», Гильдия директоров и владельцев торговых предприятий «Русь торговая» и Национальный альянс управляющих и консультантов представили систему ситуационного моделирования под названием «Триумф-Аналитика». Эта система ориентирована на руководителей торговых компаний и призвана стать инструментом оптимального управления их предприятиями. Основные задачи, которые выполняет эта система, - мониторинг и планирование деятельности предприятия, отслеживание тенденций, прогнозирование и моделирование «поведения» торговой компании или отдельных ее подразделений в тех или иных условиях. Математическая «начинка» системы подготовлена специалистами «Национального альянса». (Кстати, Андрей Масалович, президент этой компании, - бывший сотрудник ФАПСИ, принимавший участие в создании двух из пяти ныне действующих крупных ситуационных центров - при МЧС и Совете безопасности.) В систему заложен целый «букет» информационных технологий: многомерный статистический анализ, различные методы прогнозирования, ситуационное моделирование, нейронные сети, нечеткая логика, технологии добычи данных и хранилищ данных, оперативной аналитической обработки.
«Триумф-Аналитика» будет предлагаться в трех вариантах: персональном, оперативном и стратегическом. Персональный вариант, рассчитанный на индивидуальное использование руководителем торгового предприятия, - это «коробочный» продукт, в котором реализованы аналитическое ядро программы, конвертеры данных и самые основные функции: управление складскими запасами (аналитика) и управление закупками (планирование). В стоимость персонального варианта (500 долл.) входит и настройка системы в течение двух недель. Дополнительные функциональные «лепестки» системы разрабатываются по заказу всего за месяц. Оперативный и стратегический варианты - это системы, проектируемые под заказ и ориентированные на работу группы высших руководителей компании во главе с ее директором посредством компьютерной сети. Различие между двумя последними вариантами заключается в том, что в стратегическом обработку проходят данные не только из внутренних, но и из внешних источников. В любом случае предполагается, что администратор или главный технолог системы будут готовить по заказу выборку необходимых данных, после чего директор и другие руководители предприятия смогут обрабатывать ее на своих рабочих станциях. Проекты по созданию систем моделирования ситуаций у заказчиков будут реализовывать специалисты «Паруса» и «Национального альянса», иногда - с привлечением экспертов-консультантов из гильдии «Русь торговая». Кстати, уже есть первый заказчик - магазин «Дом для дома» в Обнинске.
Из всего спектра информационных систем наибольший интерес для руководителя предприятий представляют средства стратегического управления, которые позволили бы осуществлять обобщающий анализ, прогнозирование и моделирование ситуаций. Так считает Андрей Масалович. Для принятия важных решений по тем или иным вопросам директорам нужны не сухие многостраничные отчеты, а данные о текущем положении и динамике относительно небольшого набора параметров. Но далеко не все из этих параметров ведут себя как легко «осязаемые» интуицией линейные функции. Гораздо чаще параметры деятельности предприятия ведут себя нелинейно, а в совокупности и вовсе причудливо. Чтобы правильно обработать их, требуется сложный математический аппарат. Но обработать - это половина дела. Нужно еще и наглядно представить динамику параметров руководителю предприятия, причем, как правило, директору предприятия и этого оказывается недостаточно. Он хотел бы иметь возможность «пощупать» параметры своими руками, чтобы осознать, что будет, если ситуация изменится в ту или иную сторону. Без компьютерных систем поддержки принятия решений выполнить эту задачу практически невозможно - слишком велика вероятность ошибки.