Доказательством тому может служить прошедший 12 и 13 ноября Форум технологий Lotus, в котором приняли участие 420 участников из более чем 200 организаций. Состоялись два пленарных и четыре секционных заседания, на которых в общей сложности прозвучали 33 доклада по различным аспектам технологической, маркетинговой стратегии Lotus, по вопросам взаимоотношений компании со своими бизнес-партнерами, а также создания в России программных продуктов и реализации проектов, применяющих технологии Lotus и IBM.
На Энику Ражнову, менеджера Lotus по работе с бизнес-партнерами в Центральной Европе и России, форум произвел большое впечатление: несмотря на серьезные трудности в экономике, интерес к технологиям Lotus в России по-прежнему велик, считает она.
Среди нововведений - дискуссия по вопросам управления знаниями внутри корпорации и перспективам использования офисного пакета eSuite. Технология управления знаниями в последнее время очень активно обсуждается во многих компаниях, причем рассматривается она не только и даже не столько как компьютерная технология, сколько как новая тенденция в управлении предприятиями. Тем не менее она находит поддержку и в информационных системах, в частности тех, которые создаются на базе продуктов Lotus, поэтому неудивительно, что Lotus Development не остается в стороне от этих вопросов. По словам менеджера Lotus Consulting в Центральной Европе и России Фолкера Барента, уже в ближайшем будущем его подразделение в качестве отдельной услуги для российских клиентов будет предлагать создание системы управления знаниями. Барант считает, что такой вид сервиса поможет раскрыть новые грани технологий Lotus и стимулирует отечественных заказчиков. Другая услуга, на которой будет сосредоточено внимание Lotus Consulting, традиционна - это создание вокруг продуктов Lotus Notes дополнительной инфраструктуры: интеграция с системами защиты информации, помощь в реализации концепции управления уровнем информационных услуг и др.
Весьма активно на форуме обсуждались перспективы использования в России пакета офисных приложений eSuite. В настоящее время технологии eSuite применяются скорее для создания Web-серверов, нежели для развертывания корпоративных intranet-систем. Однако сейчас, похоже, назревает переломный момент: уже имеется русифицированная версия eSuite 1.5 и, более того, есть несколько серьезных заказчиков, готовых осуществить у себя пилотные внедрения. Наиболее крупный пилотный проект предусматривает установку eSuite на 150 рабочих станциях. Если корпоративные заказчики убедятся в том, что eSuite вполне способен заменить традиционные офисные пакеты, обеспечив немалую экономию средств, это будет означать начало новой эры в информатизации офисов, характерной чертой которой станет массовое использование офисных приложений, загружаемых через сети Internet/intranet.
Не обошлось на форуме и без критики. В частности, российские партнеры сетовали на то, что маркетинговая политика российского представительства Lotus не столь активна, как, скажем, у их коллег из ЗАО Microsoft. В ответ на эту жалобу Данилин заявил, что в отличие от Microsoft компания Lotus решила сосредоточиться на рынке крупных и средних клиентов и делает ставку не на массовую кампанию в СМИ, а на проведение специализированных семинаров реальными и потенциальными заказчиками и партнерами. На мой взгляд, это вполне разумно: по имеющимся у меня данным, полученным от независимых маркетологов, подобные мероприятия обладают наибольшей эффективностью в расчете на единицу вложенных средств.