Советует Вадим Маршев (профессор МГУ, член совета АКЭО): «Действуйте так, как если бы вы начинали свой бизнес с нуля»

Многие знают ЦДХ, Центральный дом художника на Крымском валу, как место, где живопись и графика, инсталляции и скульптуры помогают отвлечься от суеты и переключиться на искусство, прекрасное в любые времена. И вот новость: ЦДХ на неделю оккупируется консультантами по управлению и стендами с компьютерами. Неожиданность такого смешения вызвала вопрос: какой в этом смысл? Однако он оказался не единственным.

Выставка-конференция «Управление '98. Управление реструктуризацией экономики», большая часть которой прошла в ЦДХ, предположительно имела целью отразить проблемы и опыт управления организациями разных видов, в том числе с применением информационных технологий. Цель благородна, намерения понятны. Но результат представил собой нечто странное и на первый взгляд не очень осмысленное.

Первое впечатление

Огромные залы второго этажа ЦДХ были заняты множеством киосков с привычными именами компьютерных фирм: «АиТ» и «АйТи», «Галактика-Парус» и «1С-Рарус», «Формоза-Софт» и «Форс», SAP и SAS Institute, Oracle CIS и Scala CIS, ELCO Technology и R-Style и многими, многими другими. Заслуженные директора и молодые специалистки по маркетингу в пустоватых залах старались отработать программу, предназначенную для «комтеков» и «софтулов».

В обилии этих стендов было что-то странное. Может быть, причиной тому революционная смелость компьютерной выставки, разместившейся не в привычном ангаре, а в Доме искусств. А может быть - эффект внезапности, ведь в полученной ранее программке значились по большей части вовсе не компьютерные номера.

Конечно, в ней были обозначены презентации, связанные с ИТ, но они терялись в темах типа «Управление реструктуризацией экономики» или «Актуальные вопросы налогообложения юридических лиц в современных экономических условиях» и даже «Имиджевые технологии как метод управления». В итоге обнаружить столь знакомую обстановку было хоть и приятной, но все же неожиданностью.

А вокруг блестели иными красками галереи и багетные мастерские, на антресольном этаже показывали модернистские костюмы, этажом выше праздновали открытие чьей-то персональной выставки картин.

Посетителей было мало, и они вполне вписывались в происходящее. В двух-трех залах, трансформированных в аудитории, неспешно чередовались юристы-кадровики и специалисты по банкротствам, маркетологи следовали за аудиторами по качеству, пропагандисты ERP сменялись экологами.

Невидимой и потому загадочной сценарной линией была сама конференция, удаленная в район Выхино. Перечень читавшихся там лекций и докладов был обнародован, и если судить по названиям (например, «Роль финансовых рычагов в инвестиционном процессе» или «Российская экономика на рубеже веков»), то конференция почти не пересекалась с выставкой, которая в свою очередь мало пересекалась с семинарами и круглыми столами.

Правда, слои-секции и группы по интересам - обычное для конференций дело, но здесь к этому примешивалась какая-то неуловимая сразу чертовщинка. Впрочем, она могла быть незаметна для тех, кто приходил только для выполнения своей узкой задачи.

Возник вопрос: зачем все это? Только что прошел «Софтул», где посетителей было на порядок больше. Конечно, здесь экспоненты могут вволю ходить в гости друг к другу, а доклады в Выхино создают ощущение космической неисчерпаемости предмета, но вряд ли задумывался только этот эффект.

Проверка

Первое впечатление бывает обманчивым, и я решил посетить несколько семинаров и круглых столов из программы второго дня. Большинство мероприятий не несло свежей информации или носило уж очень узкопрагматичный характер. Так, похоже, наибольший успех выпал докладчику, который разбирал юридически грамотные способы увольнения работников. Впрочем, этот успех отражал беспорядок на многих наших предприятиях, не управляющих даже такой вещью, как штатное расписание.

  
Александр Посадский и Евгений Зиндер: согласие на платформе интеграции консультантов

Названием привлек внимание круглый стол «Консультанты - руководителям: как выйти из кризиса», проводимый организацией АКЭУ. Организация была нам (мне и двум коллегам из смежных областей деятельности) неизвестна, но рекламная находка в названии сработала эффективно, и мы пошли на это мероприятие.

На мой взгляд, этот круглый стол был наиболее содержательной встречей на выставке. К тому же его описание поможет объяснить странности выставки в целом.

Вел встречу Александр Посадский - генеральный директор российской Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). Он рассказал об ассоциации и сообщил, что она, вступив в аналогичную европейскую, по процедурным правилам стала представителем российских консультантов в Европе.

Затем выступили входящие в АКЭУ консультанты разных направлений. Не имея возможности упомянуть каждое выступление в отдельности, представлю некую совокупность высказанных суждений, отражающую - с неизбежным упрощением - темы и направленность сообщений.

  • Один из важных советов для руководителей: начните свой бизнес с нуля. Хотя бы по той причине, что условия изменились радикально, полезно переосмыслить свои дела именно таким образом. При этом успех будет в тех областях бизнеса, которые обслуживают наиболее примитивные потребности людей. Есть ниши, которые вполне могут занять товары, производимые здесь. Простейший пример: начните делать пробки для пивных бутылок, ведь две трети их завозится из-за рубежа.
  • Спрос на консультантов должен резко возрасти, в кризисных ситуациях он растет всегда и везде, сейчас все консультанты стали консультантами по кризисному управлению, появилась возможность сказать: «Смотрите, вы не приняли мои предыдущие советы, и вам стало хуже, чем могло бы быть».
  • Лично или с семьей выйти из кризиса достаточно просто, это делается через международный аэропорт Шереметьево. Если же вы остаетесь здесь, то будете долго жить в кризисной системе, так как выйти из кризиса может только вся страна. Но частные полезные советы возможны, например, о том, как «вытащить» застрявшие деньги, хотя понятно, что это будет очень индивидуально. И вот тут консультанты становятся очень нужны, можно ждать роста спроса на соответствующие услуги. Еще одна область: обслуживание банкротств, вторая волна которых ожидается вскоре. Учтите, что из правильно организованного банкротства можно выйти «чистым», без долгов.
  • Много десятилетий отечественная экономика была сверхзатратной и остается таковой, в нашем мышлении просто не заложена бережливость. Спасти может только снижение затрат, которое позволит:
    1. уменьшить ресурсоемкость изделий;
    2. посредством первого - снизить «давление» на окружающую среду.

Я слушал сообщения и думал: по-человечески понятно, почему разговор все время соскальзывает на тему «Как консультанты могут воспользоваться кризисной ситуацией». Интересно другое: почему все эти рассуждения никак не связаны с компьютерными системами, в изобилии находящимися тут же, за шторой, отгораживающей аудиторию от выставки? Неужели консультанты других специальностей предпочитают работать, игнорируя ИТ в управлении? Кроме того, учитывают ли они наличие целых полков и армий «бизнес-компьютерных» консультантов, где есть свои «компьютерные» экономисты, юристы и т. д.?

Поскольку коллеги из АКЭУ часто работают в контакте с директорами предприятий, их ответы на эти вопросы могли бы заодно служить индикаторами реального уровня потребностей в ИТ.

Пренебрегать? Не замечать? Интегрироваться?

Я задал эти вопросы и получил интереснейшие ответы. Часть из них была явно окрашена негативным отношением к деятельности «компьютерных» коллег и к их компьютерным системам.

В первом ответе приводился конкретный пример. Крупное экспортное объединение (сознательно не указываю приводившихся цифр, названий фирм, программных систем и т. п. - не в частностях дело) может отдать огромную сумму на покупку очень «тяжелой» комплексной прикладной системы, затем потратить долгие годы на ее внедрение. Может быть, через несколько лет в объединении все и станет идеально управляемо и от этого лучше, но сейчас3/4 Подтекст можно было понять так: сейчас эти деньги будут изъяты из реального дела, а улучшить управление и само дело можно другими способами, тем более за счет таких-то денег!

Второй ответ был более короток и ясен: «Дорогие 'компьютерные' коллеги, ваша главная цель - 'впарить' (последнее слово - цитата) предприятию свою систему, о чем тут еще говорить».

Еще один ответ содержал афоризм: «Выставка 'Управление '98' на 98% состоит из компьютеров, которые на 98% не имеют отношения к управлению».

И вот тут странности выставки стали понятны. Разные слои специалистов и деловых людей, собравшихся по поводу «Управления», не просто организационно разделены, не просто слабо взаимодействуют. Между ними проявляются противоречия в целях, средствах и методах деятельности, причем противоречия в чем-то антагонистические.

Тогда я сузил вопрос: «Действительно ли, по вашим оценкам, ИТ настолько бесполезны в решении задач управления?» Ведь тот же пример с пивными пробками - это пример предельно примитивного маркетингового анализа. Разве в более сложных случаях компьютерные системы не могут оказать полезную поддержку?

На это последовал более сбалансированный ответ. Для серьезного компьютерного анализа рынка нужен большой объем очень дорогой информации, в том числе внешней. Во многих случаях руководитель может принимать решения, опираясь просто на несколько телефонных разговоров. Конечно, в отдельных случаях компьютеры могут быть полезны. Так, если телефонных звонков вдруг окажется недостаточно, неплохо иметь и компьютерную систему поддержки принятия решений. Но это должны быть системы, совершенно отличные от опорочивших себя громоздких АСУ. (От себя замечу, что комплексная система, построенная, скажем, на принципах ERP, по определению является той самой «порочной» АСУ, да еще интегрированной. Стоит отличать определения и принципы от их воплощений.)

Наконец, заключительный ответ дал сам Александр Посадский, ответ, который можно было принять как справедливый и конструктивный. Он напомнил, что насчитывается более ста специальностей консультантов, и все они могут потребоваться. Нужна интеграция их функций и усилий. Конечно же, нужны консультанты и от ИТ. Против такой формулы никто не возражал, и круглый стол завершился.

Потенциальная польза и неявный смысл

Итак, причины «странноватости» «Управления '98» стали явными. Тем не менее моя оценка пользы этого мероприятия изменилась на противоположную, хотя все описанные недостатки остались. Просто это мероприятие в сложившихся условиях и не могло быть иным. Но на нем существовала потенциальная возможность выйти за рамки шаблонных действий по поиску клиентов, чтобы с большей пользой развивать свое дело.

«Оргвыводы»

  • Выставку-конференцию «Управление '99» надо проводить, причем обязательно объединив всех участников на одной площадке.
  • Интеграцию методов и консультантов надо осуществлять практически, и в реальных проектах и на выставках. Однако это должно быть двухсторонним движением.
  • На выставке-конференции должны работать и потребители, и специалисты разных направлений, но не просто рядом, а участвуя в общих программах. Это не получится само собой, нужна соответствующая «оргработа».
  • Разработчикам прикладных систем надо выступать на конференции с докладами и уметь отвечать на вопросы критически настроенных профессионалов и пользователей.
  • Надо лучше информировать всех потенциальных участников (гостей, докладчиков и экспонентов). Вряд ли почти не заполненные посетителями залы можно считать успехом.
  • Наконец, хорошо бы снова разместить мероприятие в ЦДХ. Кем-то на выставке было сказано: «Здесь можно видеть, что мир состоит не только из компьютеров!»

Пусть на «Управлении '99» выставка на 99% будет состоять из компьютеров, но пусть они будут прямо связаны с управлением.

Но это - не все

Обратите внимание на то, что не на все мои вопросы были получены ответы. И не все ответы наших «некомпьютерных» коллег были так уж благоприятны для ИТ и для нас. С другой стороны, у нас есть что предложить им, чтобы скорректировать их позиции.

Надеюсь, участники описанного круглого стола не будут в претензии за трактовку их слов. Понятно, что в летучей дискуссии нет времени для всесторонне сбалансированных высказываний. Важно, что проблема существует, а наш разговор стал лишь еще одним ее индикатором.

Конечно же, недостаточно констатировать разобщенность и противоречия между разными слоями специалистов. Есть серьезная причина для более глубокого анализа того, что (и в каком количестве) нужно нашим предприятиям от информационных технологий. Но для этого потребуется отдельный разговор.


Евгений Захарович Зиндер - директор аналитического и конструкторского бюро «Группа 24», ведущий рубрики «Директору информационной службы» еженедельника Computerworld. Ему можно написать по адресу ezinder@osp.ru.