![]() | |
Повышенный интерес к электронной торговле возник в момент кризиса, когда с «карточного» счета получить наличные деньги было невозможно, зато можно оплатить товар в электронном магазине. Владимир Соркин, генеральный директор компании V6, считает, что электронную коммерцию кризис затронул в меньшей степени, чем остальные финансовые сферы, и она будет развиваться, хотя и медленнее, чем раньше. Впрочем, первая и пока единственная платежная система в Internet - CyberPlat (http://www.cyberplat.ru) - работала во время кризиса и успешно работает сейчас. По данным Леонида Сорокина, разработчика CyberPlat, в их системе зарегистрировано порядка 700 клиентов, из которых 150 имеют кредитные карточки. Ежедневно через CyberPlat проходит два-три платежа. Аналогичную систему - Instant (http://www.payment.ru) - разрабатывает и «Элбим Банк».
Идея торговых рядов заключается в том, чтобы сдавать в аренду место под Internet-магазин. Объединение нескольких продавцов в один супермаркет позволяет объединить их каталоги и предлагать посетителю более широкий ассортимент товара. Кроме того, у компании - разработчика торгового ряда есть возможность использовать много различных схем оплаты товара - от наличного расчета до системы CyberPlat. Так, в торговом ряду TopS можно использовать 15 различных платежных механизмов. Кроме расчетной системы, разработчики торговых рядов предлагают потенциальным продавцам и полностью интегрированные торговые системы, которые позволяют реализовать все учетные операции, необходимые для правильного управления Internet-магазином. Стоимость аренды в таких торговых рядах - несколько сот долларов за место и 3-4 % на выполненную транзакцию.
Под Internet-коммерцией подразумеваются сделки, которые заключаются через Internet, причем способ их оплаты может быть любым. К примеру, через банковскую систему, через карточную или напрямую через Internet. Основная же проблема электронной коммерции заключается в том, чтобы убедить пользователя в надежности аренды и в безопасности перевода денег. Недоверие как покупателя к продавцу, так и продавца к покупателю сдерживает дальнейшее развитие коммерции. Продавцы неохотно предлагают товары потому, что у них нет способа проверить, действительно ли покупатель может оплатить товар. А покупатели неохотно делают покупки, поскольку боятся потерять свои деньги.