У него больше всего «читателей», но и остальным не стоит забывать о своих читателях...
Появление компьютерных изданий - следствие различных идей. Кто-то увидел огромные финансовые возможности рынка информационных технологий, кем-то двигало очарование компьютерами, да мало ли что. Но, в конце концов, в большинстве своем компьютерная пресса превратилась в придаток компьютерного рынка, стала его производной, почти в математическом смысле. Сейчас эта производная равна нулю, из чего можно сделать кое-какие заключения о рынке в целом. Отсутствие рекламных денег больно ударило по всем, особенно по изданиям, которые жили только за их счет. Сейчас, конечно, можно укорять издателей в том, что в погоне за рекламными денежками был забыт читатель - финансовая и моральная опора «правильного» издания. Но задним-то умом все мы гении, а пока сидим, и все хорошо, этот ум изучает больше свойства кресла, нежели особенности грядущего пинка.
А теперь с грустью констатируем.
Умер первый российский еженедельник «Софтмаркет». Умер-то он, конечно, давно, а его состояние последних года-двух скорее стоило бы назвать комой, которая поддерживалась только благодаря рекламе пары-тройки компаний, а что они в свою очередь получали - полная загадка.
То ли моральное удовлетворение, то ли славу преданной сиделки у кровати больного, то ли деньги от «Интела» и других брэндов. Похороны «Софтмаркета», возможно, и расстроили его сотрудников и владельцев, но прошли тихо, венков и оркестра не было. Не следует говорить плохо о покойнике, похоронили-выпили-живем дальше. Что дальше? Наследство. Его, конечно, поделят «родственники» всех очередей. Я тоже встал за своей долей - за подписчиками, которым, разумеется, пообещали вернуть деньги, но деньги-то раза в три подешевели, да и знаю, как трудно это сделать. В свое время умер журнал «Монитор», и мы предложили, ничего не попросив у его хозяев, подписчикам выбрать любые два наших издания, а не желающим или уже получающим наши издания возвращали СВОИ деньги - у «Монитора» их не было. Из трех с половиной тысяч подписчиков обратно деньги попросили около сотни - как же мы намучились раздавать их, через подписные агентства и суды, да еще по всей стране! А ведь допускаю, что некоторые просто махнули от отчаяния рукой на деньги, а заодно и на веру в подписку. В случае с газетой «Софтмаркет» возвратить деньги придется большему количеству подписчиков, и я сомневаюсь в успехе этой затеи. Кстати, заказ на текущий месяц только от агентства «Роспечать» составил ровно 666 экземпляров - и это уже совсем не смешно, придется освящать «Софтмаркету» компьютерные технологии ада.
Я прекрасно понимаю психологию издателей - в первую очередь обида на оставшихся в живых конкурентов, но ведь г-н Хортов - главный редактор и директор издания, отказавший мне в праве на подписчиков, - останется на нашем рынке и будет, подобно издательскому гению М. Измайлова, всплывать то в одном, то в другом издании с постоянным «успехом». Рекламодатели простят, а вот читатели?
Нет, ребята, читателя нужно любить. «Интересы читателя превыше всего» - возьмите это на вооружение. А то вот читаю в PC Week А. Борзенко: «Кто-то вспомнил, что печататься за рубежом дорого, да к тому же сегодня тактически правильно поддержать отечественную полиграфию. Подписчики и читатели простят, а вот как отреагируют рекламодатели». Эх, Андрюха! Не боись, как раз рекламодатели-то и прощают, а вот читатели Computerworld Россия - так те просто в восторге. Позволь заметить, не тактически правильно печатать здесь, а вообще правильно. И, кстати, предполагаю, что твои представления о корпоративной этике в вашем издании не допускают упоминания еженедельника-конкурента, но уж автора статьи неприлично не упоминать, я не кто-то - мы с тобой давно знакомы, мне же обидно. Да, надумаешь закрывать свой «Компьютер и Мы» - вспомни о подписчиках, может, их заинтересует наш «Компьютер в школе».
По неофициальным данным, приостановлен выход любимчика дилеров CRN. Вот уж превратности судьбы, журнал вдруг совсем стал ненужным. Что-то тут не так - считаю, что просто обязаны его читатели вытянуть это издание, если, конечно, сами еще живы.
Ряд компьютерных изданий, временно приостановивших выпуск или уже похороненных, очень длинный. Не лучше дела обстоят и на рынке общей прессы. Хваленый «Русский Телеграф», восславленный своими же журналистами по необходимости оправдывать высокие гонорары, умер, скатившись по тиражу с 60 тысяч до 9600 экземпляров (не многовато для общероссийской ежедневной газеты).
Странно все это, ведь в кризисные моменты читательская активность резко возрастает. Что-то тут не так.
Анатолий Шкред - генеральный директор издательства «Открытые системы». С ним можно связаться по электронной почте по адресу anatoli@osp.ru.