По мнению Владимира Агишева, сервисные центры, в силу взятых на себя обязательств, не могут прекратить процесс обслуживания заказчиков

...умирает последним. К счастью, ситуация пока не столь трагична. Конечно, на компаниях, занимающихся предоставлением на компьютерном рынке различных видов сервисных услуг, кризис не мог не отразиться.

К примеру, директор сервисного центра компании B.I. Леонид Невежин считает, что хотя ситуация с ремонтом компьютерного оборудования почти не изменилась, о каком-то дальнейшем расширении сервисных услуг говорить пока не приходится. Форма работы сервисного центра в нынешних условиях проста: «старые договорные обязательства выполняются, новые контракты не заключаются».

Однако вряд ли можно безапелляционно утверждать, что сервисные центры находятся в лучшем положении, чем другие участники компьютерного рынка, скажем, торговые компании. Последние могут просто свернуть свою деятельность, если не хотят работать в убыток, что же касается сервисных центров, то, по мнению главы компании CPS-Technical Centre Владимира Агишева, их положение гораздо серьезнее, поскольку в силу взятых на себя обязательств они не могут прекратить процесс обслуживания ни населения, ни корпоративных заказчиков (а среди клиентов CPS, между прочим, ЦБ РФ и МВД). Но продолжая работать, сервисные центры терпят убытки, поскольку ограничены в расценках на свои услуги (которые привязаны к официальному курсу ЦБ), а запчасти вынуждены покупать по ценам, рассчитанным по «рыночному курсу».

Руководители сервисных центров очень обеспокоены тем, что зарубежные поставщики компьютерного оборудования уйдут с российского рынка сервиса. Такая ситуация просто немыслима.

Научному редактору Computerworld удалось установить, что руководители компаний, работающих на рынке сервисных услуг, смотрят на происходящее с большей уверенностью, чем те, кто занят в других сегментах компьютерного рынка. Может быть, потому, что они уверены: спрос на сервисные услуги будет всегда. По-видимому, и оправиться от последствий кризиса сервисные компании смогут быстрее других. Однако, как часто бывает, в худшем положении опять окажутся регионы: несмотря на многочисленные обещания производителей компьютерного оборудования, планы по развертыванию, например, региональных центров гарантийного обслуживания компьютерной техники отложены. Будем считать, что не надолго.

  
Единственное, что допускает Леонид Невежин, так это некоторое изменение схемы выполнения гарантийных обязательств.

Конечно, текущие продажи импортной техники сократились, однако за прошедшее время в Россию было поставлено слишком много, причем декларирование гарантий на сервис было одним из факторов успешного исхода конкуретной борьбы. И если с рынка продаж компания может уйти незаметно, то отказ от гарантийных обязательств неизбежно потребует от нее каких-то заявлений, которые наверняка вызовут поток исков. Кроме того, при стабилизации ситуации в стране - а рано или поздно это произойдет - компаниям, нарушившим обещания, трудно будет восстановить имидж. Руководители сервисных центров подтвердили, что до сих пор не столкнулись на практике с какими-нибудь изменениями в сервисной политике зарубежных компаний-партнеров. Более того, Агишев, например, недавно обсуждал планы сотрудничества с руководителем сервиса ОЕМ-продуктов корпорации Sony на следующий год.

Несмотря на кризис, CPS в ближайшее время собирается расширить спектр обслуживаемого оборудования Sony, для чего провела техническое обучение своих специалистов. В условиях, когда многие поставщики требуют стопроцентной предоплаты, кредитные линии для сервисных компаний пока не изменились. Невежин подчеркнул, что и не согласится ни на какие изменения, а при возникновении подобного инцидента готов даже на расторжение сервисного контракта.

Что касается, напpимеp, компании «Кречет», занимающейся комплексным техническим обслуживанием преимущественно корпоративных клиентов, то, по словам генерального директора Николая Любовного, она сохранила большинство заказчиков, с которыми заключены долговременные контракты. Правда, есть среди них те, кто на время «приостановил свою деятельность» или «урезал ассигнования на нужды информационных технологий». Однако специфика клиентов «Кречета» такова, что они просто не могут обходиться без ИТ, и «если что-то не будет работать, то клиенту лучше не работать совсем».

В отличие от центров по ремонту компьютерной техники, «Кречет» даже ведет переговоры с новыми клиентами. Несмотря на все экономические трудности, есть и сегодня компании, готовые заключать контракты на работы, связанные с технической поддержкой или системной интеграцией. Причем - может быть, это покажется странным - в основном это российские компании.

Поскольку тот род деятельности, которым занимается «Кречет», вообще не связан с потоками наличных денег, трудности нынешнего периода в компании видят прежде всего в том, что «деньги просто долго не ходили».

Основной своей задачей «Кречет» считает сохранение всего коллектива компании: если это удастся, то и восстановить бизнес в полном объеме будет проще.

Думают ли в компании о возможности слияния как способе укрепления своего положения? Руководство «Кречета» пока таких шагов не планирует, хотя и не отрицает. Правда, скорее в форме «организации холдинга с кем-либо из системных интеграторов».

«Идут интенсивные переговоры между разными компаниями о том, как жить дальше. Я не исключаю, что кто-нибудь из наших друзей - наиболее сильно пострадавших во время кризиса - может обратиться к нам за помощью», - заметил Любовный.