Побеседовать с директором нам удалось только в компьютерном салоне CompuLink на Новой площади. Олег Конопелько ответил, что с самого начала обвала рубля магазин не закрывался. Да и особого изменения в объеме продаж замечено не было. По словам Конопелько, спрос, в общем, характерен для этого времени года и сопоставим с аналогичными прошлогодними показателями. Лишь в первые два-три дня был скачок объема продаж, что, вероятно, объясняется желанием покупателей избавиться от имевшейся рублевой массы. В этот период повышенным спросом пользовались дорогие модели в максимальной конфигурации с 17-дюймовыми мониторами. Было приобретено и несколько плоских 15-дюймовых TFT-мониторов. Сейчас спрос выровнялся, но появилась некоторая дифференциация по производителям. Охотнее, чем когда-либо, раскупаются компьютеры CLR.
Стратегические решения (о смене ассортимента, переносе «центра тяжести» с одних товаров на другие) в CompuLink принимаются централизованно, на уровне директоров по торговле. Во всех магазинах ассортимент примерно одинаков, и повлиять на него «снизу» нельзя.
Несмотря на ситуацию на рынке, в салонах компании проходит неделя Intel. Суть ее, правда, в том, что на предоставленном Intel стенде в центре магазина стоит компьютер CLR, окруженный сравнительными диаграммами производительности различных процессоров и фигурками BunnyPeople, а на экране ПК крутится рекламный ролик Intel. Конечно, в рамках «недели» покупатели не получат сувениров или скидок.
Цель мероприятия - просто привлечь покупателей и напомнить им о преимуществах компьютеров с Pentium II. Вообще, если ситуация не изменится к лучшему, то грядет серьезный пересмотр маркетинговой и рекламной политики. С подобным мнением пришлось столкнуться и в других посещенных нами магазинах.
В салонах «Аэртон», «Белый ветер» и «Виртуальный мир» с руководителями поговорить не удалось. Они либо переадресовывали к рекламным отделам своих компаний, либо сообщали, что только что вышли из отпуска и ситуацией еще в полной мере не владеют. В рекламных же отделах ссылались на то, что для контактов с прессой у них существует специальный сотрудник, который тоже оказывался неуловимым. Тем не менее из частных бесед с менеджерами в торговых залах удалось выяснить, что в этих магазинах ситуация схожа с описанной в CompuLink: в первые несколько дней активно раскупались элитные модели компьютеров, затем спрос постепенно упал. В «Аэртоне», например, отметили рост спроса на цветные струйные принтеры HP.
Из отрадных явлений можно отметить продление действия дисконтных карт в таких салонах, как «Аэртон» и CompuLink. Не изменились и скидки по ним. Как и было объявлено 1 июня, предъявителю дисконтной карты в «Аэртоне» предоставляется скидка 4% (до этого - 2%). Такие же скидки предусмотрены и в CompuLink. Кроме того, здесь покупателям компьютеров выдают купон, дающий скидку в 6% на приобретение любого сканера HP. Не отменена и торговля в кредит. Однако загвоздка в том, что кредит предоставляется не самим торговым салоном, а банком, с которым сотрудничает фирма. С точки зрения продавца покупатель в любом случае платит из своего кошелька и всю сумму сразу. Ведь деньги ему выдает банк. Пользуется ли кто-нибудь при ежедневно меняющихся ценах такой возможностью, в магазине не знают.
Телефонная беседа с представителями магазина R-Style закончилась неудачей. Менеджер ответила, что из всех магазинов работает только один, который расположен в здании главного офиса на ул. Декабристов, 38/1. А задавать вопросы о состоянии дел в нынешней ситуации, по ее мнению, неэтично: «Сейчас у всех трудности»!
В магазине «Ланка» продажи идут, как и шли. По словам коммерческого директора Бориса Нагорного, уровень спроса и продаж практически не отличается от уровня, сложившегося в магазинах других компаний. То есть после первой волны спроса, когда покупатели стремились избавиться от рублей, наступило затишье. Сейчас магазин работает в нормальном режиме, иногда закрываясь на несколько часов или максимум на полдня, чтобы поменять ценники. Ничего не изменилось и во взаимоотношениях с головным офисом в Санкт-Петербурге. Поставки как осуществлялись, так и осуществляются. Не изменились и товарно-кредитные отношения между московским и питерским офисами. По словам Нагорного, руководство московского магазина не собирается предпринимать никаких активных действий на рынке. Но и говорить о том, что маркетинговая деятельность полностью сворачивается, тоже нельзя. Например, фонды, выделенные на рекламу по сравнению c июлем, уменьшены только на 10%.
Относительно цен ситуация достаточно сложная. Сравнивать рублевые цены сейчас - занятие вполне бессмысленное. Поэтому я попытался обходным путем выяснить, исходя из какого курса доллара в разных магазинах назначаются цены. Для этого я поинтересовался ценой на Microsoft Mouse, которая есть в продаже в каждом магазине и раньше (до кризиса) продавалась практически везде за 19 долл. Конечно, этот метод не претендует на полную объективность, но полученные цены достаточно показательны. Например, вычисленный таким образом курс доллара для «Аэртона» составил на день написания статьи (8 сентября) 25,6 руб., в «Ланке» - 20,5 руб., в CompuLink - 34, а в «Виртуальном мире» - 32,8 рубля за доллар. В «Белом ветре» как раз были заняты процессом ценообразования и попросили перезвонить на следующий день, сказав, что «мыши» есть и уж завтра-то точно торговать ими будут.
Таким образом, можно констатировать, что крупные торговые салоны, тесно сотрудничающие с производителями компьютеров, пока продолжают более-менее нормально работать и закрываться не собираются. В то же время налицо усиление конкуренции, и так как разница цен на аналогичные товары в разных магазинах доходит до 50%, то в ближайшее время можно ожидать серьезного изменения состава московских розничных магазинов.