персонал, имеют дипломы о высшем образовании, в то время как в американском офисе таких сотрудников меньше половины. Увы, во многих отечественных фирмах стремление руководства к поголовному высшему образованию персонала сопровождается нелепой готовностью доверить поддержку информационной системы людям без систематического специального образования, подтверждаемого сертификатами.
Руководителям не хочется платить за обучение сотрудников. Основных соображений два: "бессмысленно" (если специалист недостаточно профессионален, он либо должен приобрести необходимые знания на стороне за свой счет, либо его заменят более компетентным) и "опасно" (получив образование, сотрудник может тут же покинуть фирму в поисках более высокооплачиваемой работы).
Однако переход от администраторов-самоучек к сертифицированным специалистам все же наметился. Этому способствует возросший динамизм бизнеса, не оставляющий времени ждать, пока "местные гении" самостоятельно докопаются до сути проблемы; усложнение и стандартизация информационных систем; увеличение ценности содержащихся в них данных. Кроме того, все больше зарубежных организаций (компьютерных фирм, банков, страховых компаний и т. д.) требуют от российского партнера наличия в штате тех или иных сертифицированных специалистов. Это имеет также большое значение для компаний, которые сами намерены пройти сертификацию (например, для заключения страхового договора с международной компанией).
Компании начинают вкладывать средства в обучение сотрудников. Частные лица рассматривают посещение курсов по информационным технологиям как важный шаг в своей карьере и готовы пойти на личные затраты. Ряд учебных центров практикует более низкие цены или специальные скидки для частных лиц; сотрудничество центра с кадровыми агентствами повышает шансы прилежного слушателя на получение хорошей работы.
Все дороги хороши - выбирай на вкус
Существует несколько способов обучения.
Первый, традиционный путь, который специалисты считают наиболее эффективным, - это обучение под руководством инструктора (ILT, Instructor Leading Training). Курсы по массовым технологиям можно пройти в учебных центрах, авторизованных компанией-производителем. Авторы самых популярных курсов примеры и задачи приводят на русском языке. Однако локализация идет медленно. Microsoft локализовала считанное число курсов. У Novell локализованных курсов около 10, у Oracle - около 20.
Второй путь - это обучение с помощью информационных сред, которое предполагает приобретение материала на видеокассете, компакт-диске, в виде книги, наконец. Такая форма обучения у специалистов (например, в компании Oracle) считается наименее качественной и подходит в основном для того, чтобы освежить свои знания либо подготовиться к поступлению на другие курсы.
Сертифицированные учебные центры в странах СНГ | ||
Компания | Число сертифицированных учебных центров | Из них в Москве |
Microsoft | 17 | 8 |
Novell | 20 | 8 |
Lexmark* | 1 | 1 |
3Com** | 1 | 1 |
Computer Associates* | 1 | 1 |
Compaq** | 1 | 1 |
SCO | 1 | 1 |
BAAN*** | 1 | 1 |
Intel*** | 1 | 1 |
Oracle | 8**** | 4***** |
*
с 1998 года ** с 1995 года *** с 1997 года **** 7 партнерских организаций и учебный центр Oracle ***** 3 в Москве и 1 в Протвино |
Компакт-диск, содержащий авторизованный курс Microsoft, стоит 100-130 долл., что более доступно, нежели сумма в 100-150 долл. в день. Число предлагаемых на компакт-дисках курсов постепенно растет; распространяются они по тем же каналам, что и обычное коробочное ПО, например, по каналам специализированного дистрибьютора наподобие CPS.
Корпорация IBM выпускает около 200 различных курсов CBT (Computer Based Training, "обучение на базе компьютера") на английском языке, но в России они практически не распространяются. Некоторое количество курсов CBT по технологиям AS/400 было продано напрямую заказчикам.
Еще одна форма обучения с помощью компьютера предполагает работу с программой-симулятором, позволяющей рассмотреть реальные ситуации, связанные с использованием программного обеспечения.
Говоря об информационных средах, стоит упомянуть так называемые "Internet-институты" и видеоконференции. В последнем случае аудитория получает доступ к лекции, которую специалист по той или иной проблеме читает в штаб-квартире компании. Таков, в частности, не используемый в России Oracle Channel.
5% от общей суммы дохода образовательного направления IBM составляют продажи решений дистанционного обучения (Personal Learning System, PLS). В России они действуют в ряде университетов. Программы Internet-институтов постепенно разрабатываются в Microsoft и Novell.
Традиционное обучение в ближайшем будущем останется доминирующим; по оценкам International Data Corp. его доля составит 70%, а 30% придется на CBT и Internet-институты.
Цифры - не догма
Компания International Data Corp. по заказу корпорации Oracle провела исследование российского рынка обучения пользователей информационных систем. Далее в статье, если нет ссылок на другие источники, я буду пользоваться результатами этого исследования.
Итак, в 1997 году рынок обучения информационным технологиям составил 32 млн. долл. (примерно 1% от всего рынка информационных технологий). В развитых странах доля образовательной сферы составляет 3-4%. Преобладают курсы по обучению работы с программами. Курсы для пользователей и курсы, посвященные концептуальным проблемам (защита информации, проектирование информационной системы масштаба предприятия), интегрированно охватывающие различные виды компьютерного оборудования, пока только набирают популярность.
Если же ограничиться только доминирующим направлением (авторизованные курсы компаний-производителей и собственные курсы учебных центров по сходной тематике), то такой разрыв в процентных показателях можно объяснить действующими у нас в стране существенно более низкими, на уровне мировых, ценами на обучение информационным технологиям. Так, стоимость пятидневного курса по технологиям Microsoft в России составляет 700-800 долл., за рубежом - 2-2,5 тыс. долл. С такой поправкой уровень образования в сфере информационных технологий у нас вполне сопоставим с западным.
Спрос на обучение информационным технологиям пока превышает предложение. Наиболее популярные группы, в первую очередь по технологиям Microsoft, по утверждению директора учебного центра "Микроинформ" Олега Литвина, "заполняются на 120%". Представители кадровых агентств отмечают повышенный спрос на специалистов по информационным технологиям. Особенно ощущается дефицит сертифицированных специалистов Oracle (выше спрос только на специалистов по SAP R/3).
Российский рынок все еще сохраняет за собой статус "развивающегося" и "быстрорастущего". Это означает, в частности, что в России по-прежнему велика доля первичной автоматизации. Следовательно, необходимо обучение новых специалистов.
В числе компаний, которые в 1997 году были основными заказчиками услуг обучения информационным технологиям, - операторы сотовых сетей, компании, обслуживающие системы связи, инвестиционные банки, представительства многонациональных корпораций. Сотрудники российских филиалов иностранных компаний посещали курсы по информационным технологиям в девять раз чаще, чем служащие российских фирм.
Чрезвычайно важно, чтобы руководящими работниками понималась роль профессиональной подготовки в создании информационной системы. В настоящее время обучение все больше становится продолжением процесса продаж. Как отметил Иван Дывельский из российского отделения Oracle, компания специально ориентирует своих сотрудников на то, чтобы одновременно с продажами лицензий на программный продукт они продавали лицензии на обучение.
Учителя бывают разные...
IDC предлагает следующую классификацию поставщиков обучения: поставщики программного обеспечения, поставщики компьютерного оборудования, системные интеграторы, собственно учебные центры, университеты и колледжи. На основании опроса 30 преуспевающих крупных организаций из банковской сферы, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса и правительственных учреждений были выбраны наиболее популярные поставщики программ обучения в каждой категории. Среди производителей ПО это Oracle, среди производителей компьютеров - IBM. Из системных интеграторов первое место заняла Сетевая академия ЛАНИТ, из учебных центров - "Микроинформ", из университетов и колледжей - LVS/Price Waterhouse Business Solutions.
Можно не согласиться с этим делением, можно оспаривать представительность выборки из 30 компаний. Но более конструктивной представляется попытка проанализировать результаты, к которым такое деление приведет.
Во-первых, почему на первом месте в категории производителей ПО оказалась Oracle, а не Microsoft или Novell?
Видимо, дело в подходе компании к организации обучения. Конечно, разработку и локализацию авторизованных курсов всегда организует производитель ПО. Однако на этом сходство между политикой Oracle, с одной стороны, и Microsoft или Novell, с другой, заканчивается.
Для Oracle обучение является частью бизнеса. Российское отделение компании располагает собственным учебным центром со штатом специалистов. Если системный интегратор не является авторизованным учебным центром Oracle, а заказчик хочет обучить группу специалистов, Oracle готова "одолжить" инструктора. Что касается денежных отношений, Oracle получает определенную часть дохода (до трети) учебного центра по своим авторизованным курсам. Это позволяет Oracle влиять на стоимость курсов, поскольку сумма, которую Oracle получает от своего партнера, исчисляется из уровня цен, которую Oracle устанавливает в данном регионе. В России этот уровень составляет около 250 долл. в день (это выше, чем в некоторых странах Восточной Европы, но ниже, чем в Западной Европе). Таким образом, вести ценовые войны по курсам Oracle оказывается накладно.
Для Microsoft обучение сертифицированных специалистов является затратной статьей (связанной с производством и локализацией учебных курсов). Партнер платит за авторизацию (за получение статуса Solution Partner и статуса авторизованного учебного центра). На этом его выплаты Microsoft заканчиваются. Программные продукты учебный центр получает бесплатно, а компакт-диски с учебными курсами закупает у соответствующего поставщика.
Еще один комментарий касается IBM, которая, относясь к категории производителей аппаратного обеспечения, стала одним из лидеров в области обучения именно благодаря своим программным технологиям.
IBM сама занимается обучением специалистов. Как подчеркнула менеджер IBM по обучению Cветлана Попова, на базе представительства в России работает единственный центр обучения по этим технологиям. Семь его филиалов, официально называющихся IBM Authorized Training Partner (четыре из них расположены в Москве, по одному - в Санкт-Петербурге, Челябинске и Хабаровске), не имеют полной самостоятельности. Контракты на обучение всегда заключаются между заказчиком и IBM.
По словам Поповой, пассивный спрос на обучение технологиям IBM удовлетворен. IBM планирует стимулировать развитие спроса, для чего намеревается приблизить свою систему обучения к франчайзинговой.
У IBM существует около 30 степеней сертификации: по ОС AIX, Visual Age Generator, AS/400, DB2, объектным технологиям и т. д.
Самые популярные курсы 1997 года для специалистов (по УЦ "Микроинформ") | |
Курс | Фирма |
803 Administering MS Windows NT 4.0 | Microsoft |
922 Supporting MS Windows NT 4.0 Core Technologies | Microsoft |
520 IntranetWare NetWare 4.11 Administration | Novell |
ST Systems Technologies/SC Service Certification | Compaq |
SuperStack II Ethernet/Fast Ethernet Workgroup Solutions | 3Com |
508 NetWare 3.1x Administration + Практика установки сетевого оборудования и сетевого ПО | Novell |
Попова считает, что будущее образовательного рынка - за компьютерным и дистанционным обучением. Развитие этого направления стало одной из стратегических задач отдела технологий образования корпорации на 1998 год.
Далее речь пойдет об организациях, предлагающих заказчику систематизированные и регулярные курсы. Именно компании, продающие аппаратное и программное обеспечение и занимающиеся его интеграцией, контролируют, по данным IDC, преобладающую часть рынка обучения информационным технологиям. Интересно, что согласно каталогу "Кто есть кто на компьютерном рынке России", три четверти организаций, занимающихся сетевой или системной интеграцией, автоматизацией вертикального рынка или внедрением программного продукта, называют обучение в числе предоставляемых ими услуг. Остальные предлагают консультации. Для системного интегратора наличие собственного учебного центра означает возможность комплексного обслуживания заказчиков. Как правило, тематика курсов тесно увязана с выполняемыми компанией проектами.
Курсы тоже различаются
Преобладающая часть предлагаемых на территории России образовательных курсов проводят обучение работе с программами. На втором месте - сетевая тематика. Скажем, в списке самых популярных курсов "Микроинформ" - поддержка и администрирование Windows NT и Netware, Fast Ethernet для рабочих групп, установка сетевого оборудования.
Все это можно отнести к образовательным тренинговым курсам. Их цель - подготовить слушателей к сдаче экзамена. Большая роль здесь отводится практическим занятиям.
Второй тип курсов - концептуальные, в которых рассматриваются разнообразные технологии в ракурсе конкретной проблемы.
В данном случае предполагается лекционное обучение в противоположность тренинговому.
Cюда можно отнести лекции, которые читаются в Центре информационных технологий (ЦИТ) МГУ. Их особенность в том, что они разработаны специалистами Центра и уникальны в своем роде. Каждый раз содержание курса меняется с учетом изменений технологии. Тематика - "проблемно-ориентированная". Названия говорят сами за себя: "Проектирование и разработка информационных корпоративных систем", "ОС Unix - основные проблемы". Каждый курс читается один-два (максимум четыре) раза в год. Периодичность определяется их популярностью. Спрос на сертифицированных работников превышает спрос на специалистов по стратегическому планированию информационной системы. Стоимость курсов ЦИТ несколько выше, чем авторизованных курсов московских учебных центров.
Третий вид предполагает анализ путей решения конкретной проблемы на базе изученного курса и получение специализированных знаний. Пример - курс "Основы безопасности информационных систем на базе сетей NetWare 4.1" Сетевой академии ЛАНИТ, по завершении которого слушатели сдают экзамен Гостехкомиссии России.
Четвертый вид идеологически сродни институтскому обучению по индивидуальным планам. Например, Novell в июле 1997 года объявила программу Infinite Learning, предусматривающую тестирование желающих пройти обучение, составление индивидуальных программ с учетом их знаний, психологического настроя и профессиональных амбиций. В Infinite Learning предполагается обучение в интерактивном режиме, использование пособий и компакт-дисков, а также работа в лаборатории. Novell заключила в России соответствующие соглашения с двумя партнерами - это Сетевая академия и МАТИ. В мировом масштабе у Novell насчитывается 500 таких партнеров.
Пятый - совместная работа над проектом под руководством инструктора. В группе, состоящей из сотрудников одной организации, работающих над единым проектом, неизбежно возникает обсуждение специфических проблем, касающихся их бизнес-плана. В учебно-консультационном центре "Форс" решили развить эту идею и проводить по заказу курсы, в которых обучение сочеталось бы с реальной проектной деятельностью.
Шестой - пользовательские курсы. В 1997 году этот вид обучения стал появляться в авторизованных учебных центрах наряду с курсами для специалистов. В различных классах при институтах, школах или других несертифицированных организациях такая форма существует уже давно.
Вопрос о том, надо учить пользователя или нет, дискуссионный. Вспоминаются слова одного руководителя крупного банка: "Для наших операционисток слово файл должно быть ругательным. Операционистка должна знать интерфейс своего автоматизированного рабочего места".
Крупные учебные центры ввели пользовательские курсы в первую очередь ради своих крупных заказчиков, для которых делаются проекты и готовятся администраторы сетей. При этом может получиться, что число пользователей (бухгалтеров, менеджеров и т. д.), желающих пройти обучение, окажется намного больше, чем специалистов по информационным технологиям.
Пользовательские курсы, даже если они проводятся в авторизованных учебных центрах, дешевле курсов для специалистов.
Стоимость пользовательских курсов в Сетевой академии ЛАНИТ составляет 12 долл. в час - умножив на 8, получим почти 100 долл. в день. По Microsoft Office - 240 долл. Это в несколько раз дороже, чем пользовательский курс в неавторизованном учебном центре.
Конъюнктура
Какие виды обучения являются наиболее перспективными?
Спрос на курсы по технологиям Novell постепенно снижается. По данным УЦ "Микроинформ", в 1995 году здесь обучалось 900 слушателей, в 1996 - 1050, а в 1997 - 720. У Microsoft в "Микроинформ" положительная динамика: 550 специалистов в 1996 году (суммарно по Windows и Office), 950 - в 1996 году и 1790 - в 1997-м.
Если считать в целом по России, то знания по технологиям Novell в 1997 году получили 5 тыс. человек, по технологиям Microsoft - 8 тыс. человек.
По числу сертифицированных отечественных специалистов лидирует Novell. Сертифицировано около 1200 Certified Novell Administrator (CNA) и 600 Certified Novell Engineer (CNE). У Microsoft на конец 1997 года было примерно 1000 cертифицированных специалистов.
Но курс не обязательно завершается сертификацией. Как показывает статистика того же "Микроинформа", из всех слушателей статус CNE (два авторизованных курса) в 1997 году получили 35 человек, а статус Microsoft Certified Product Specialist (три авторизованных курса) - 28.
Наибольший "выход" сертифицированных специалистов у Compaq. 44 человека получили статус Accredetied System Engineer.
Невелика доля сертифицированных специалистов и в общей массе слушателей курсов IBM. В 1997 году через них прошли 3 тыс. человек. Сертификация специалистов проводится с 1996 года. В 1996 году сертифицировано 70, а в 1997 - 100 человек.
Выбери меня
На основании упоминавшегося выше опроса аналитики IDC построили рейтинг факторов, определяющих выбор центра обучения информационным технологиям.
Наиболее важным из них оказалась возможность обучения на русском языке. Он оценивается гораздо выше, чем квалификация и опыт преподавателей курсов (второе место) и наличие сертификата (третье место).
На четвертом месте стоит набор преподаваемых на курсах дисциплин.
На пятом - обучающие программы, разработанные непосредственно поставщиком компьютерной системы. Не зря же интеграторы стремятся создавать собственные учебные центры, многие из которых стали рентабельными только в 1997 году.
Такой фактор, как стоимость обучения, попал на 11-е место. Здесь, возможно, сказалось то, что исследование проводилось среди крупных компаний, для которых этот вопрос неактуален.
Возможность обучения в стенах собственного учреждения, то есть тот самый выезд к заказчику, который многие учебные центры относят к числу своих преимуществ, попала на 13-е место.
14-е место - рекомендация бизнес-партнера.
В заключение хочется сказать несколько слов о региональном обучении. 40% авторизованных учебных центров Novell, расположенных в Москве, обслуживают 60-70% всех слушателей, а 50% столичных учебных центров Microsoft - около 60% клиентов. Москва пока преобладает.
Тем не менее недоверие клиентов к региональному обучению постепенно уходит в прошлое. Например, опыт саратовской компании "Трайтек", сотрудничающей с Сетевой академией ЛАНИТ, показывает, что курсы, организованные местными инструкторами, пользуются не меньшим спросом, чем московские. Объективных причин для недоверия нет: преподаватель в региональном центре сертифицирован, материалы используются те же.