Это все равно что предсказывать последствия урагана Эль-Ниньо, который пронесется над Бермудским треугольником (Эль-Ниньо - стихийное бедствие, периодически повторяющееся в экваториальной части Тихого океана, а Бермудский треугольник, как известно, находится в Атлантическом - Прим. пер.). Аналитики компании IDC подметили серьезные изменения, произошедшие за минувшее десятилетие на компьютерном рынке.
Во-первых, существенно поменялись ценовая политика и модель ведения бизнеса. Начало 1990-х совпало с резким снижением цен на микропроцессоры Intel и значительным увеличением объемов выпускаемой продукции такими производителями, как Compaq. В результате годовая отгрузка компьютеров за период с 1992 по 1997 год возросла на 50 млн. штук.
Это, естественно, привело к увеличению концентрации вычислительной техники: в настоящее время на каждого "белого воротничка" приходится уже больше одного компьютера. Мир перешел к использованию операционной системы Windows и пакета Office, практически любой сотрудник сегодня обладает достаточной компьютерной грамотностью, однако сложившиеся стереотипы, в сущности, остались те же.
Во-вторых, принципиально изменилось состояние рынка. Причиной этого стала совокупность сложных взаимосвязей между ростом объемов прямых продаж, насыщением делового рынка и недостаточным предложением обновленного программного обеспечения. Однако самым серьезным достижением, пожалуй, следует считать появление ПК стоимостью менее 1000 долл.
В 1996 году по цене ниже 1000 долл. в США продавалось всего 7% компьютеров, через год их доля составляла уже 14%.
К 2002 году, как ожидается, таких компьютеров будет 40%. К этому времени 75% ПК будут продаваться дешевле 1500 долл. Покупка клиентами новой техники стимулирует дальнейшее расширение производства. В год будет выпускаться 60 млн. шт. Настольные компьютеры за 1000 долл. (и ноутбуки за 1500 долл.), первоначально ориентированные исключительно на рынок бытовой техники, уже в этом году начнут широко закупать корпоративные информационные службы. Появление новых дешевых технологий будет способствовать дальнейшему увеличению продаж.
Уже более двадцати лет я слежу за развитием компьютерной отрасли, и должен заметить, что примерная величина расходов на аппаратное и программное обеспечение одного рабочего места всегда оставалась неизменной: 3000 долл. Эти цифры заранее закладывались в бюджет, а конечные пользователи и сотрудники, занимавшиеся закупками, старались, исходя из этой суммы, подыскать решения, обеспечивавшие максимально возможную производительность.
Запас прочности
Философия снижения издержек напрямую связана с уменьшением объемов закупок. Большинство корпораций уже не пытаются бороться с моральным старением ПК путем приобретения самых последних и дорогих разработок. И дешевые новые компьютеры прекрасно взаимодействуют с только что разработанными приложениями. В то время как все больше и больше функций возлагается на сервер, вряд ли имеет смысл покупать компьютер-"Кадиллак" для выполнения задач компьютера-"Форда".
На самом деле истинная стоимость настольного (портативного) компьютера характеризуется не аппаратными характеристиками, а функциональными возможностями.
Война цен между производителями идет полным ходом. В нее вовлекаются даже компании, никогда не занимавшиеся выпуском товаров, предназначенных для использования в быту (например, Dell).
Потребительский рынок обладает огромным потенциалом. В этом году большинство компаний, проанализировав результаты продаж ПК, приступили к выпуску моделей дешевле 1000 долл.
Надо было обладать хорошим даром убеждения, чтобы заставить пользователей поверить в то, что дешевые компьютеры способны выполнять возложенные на них задачи. И хотя предстоит еще немало поработать, прежде чем снижение издержек даст серьезные результаты, я все же думаю, что барьер в 3000 долл. уже в этом году будет окончательно преодолен.
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: хорошо, что пользователи наконец получили недорогой компьютер, обладающий достаточно широкими функциональными возможностями, - совсем хорошо то, что невозможно сколь-нибудь точно предсказать дальнейшую судьбу дешевых ПК.
Джон Гантц - старший вице-президент компании IDC. Электронную почту ему можно отправлять по адресу jgantz@idcresearch.com.