Ольга Макарова
Computerworld Россия

Корпорация Oracle начинает продвигать в России Oracle Applications. Этот набор приложений включает около 40 программных модулей для архитектуры клиент-сервер. В мире он довольно популярен - им пользуются более 4300 заказчиков в 59 странах. Для того чтобы донести информацию о самом продукте и намерениях компании, московское представительство Oracle провело 23 апреля семинар для представителей крупного и среднего бизнеса.

С июля по сентябрь Oracle выпустит на российский рынок ряд приложений из этого семейства. Чтобы обеспечить их успешное продвижение, в первом квартале прошлого года Oracle провела обучение представителей более сорока компаний-партнеров по продуктам Oracle Applications и методике их внедрения.

Директор отделения Oracle Applications Гэбриэл Моран называет четыре преимущества продуктов Oracle перед конкурентами. Во-первых, заказчику удается использовать единую платформу: база данных, инструменты, приложения, методология, аналитические средства поступают из одного источника. Oracle поддерживает тесные взаимоотношения с независимыми разработчиками ПО. Они проявляются, в частности, в том, что 129 сертифицированных компаний не только получают от Oracle постоянную консультативную поддержку, но и работают в соответствии со стандартами качества фирмы.

Во-вторых, каждый модуль самостоятелен. Он может быть использован сам по себе, что позволяет избежать значительных начальных инвестиций.

В-третьих, гибкость приложений позволяет немедленно отражать в них все перемены в бизнесе заказчика, будь то изменение технологии, производственных процессов, налоговой или правовой сферы.

Наконец, масштабируемость позволяет немедленно, сразу после внедрения первых модулей, использовать системы управления базами данных, средства поддержки принятия решений и интеграции локальных информационных систем.

Одно из необходимых условий доступа российских компаний на мировой финансовый рынок состоит в предоставлении отчетности, соответствующей международным стандартам. Разработана программа, позволяющую до 2000 года приблизить бухгалтерский учет в России к международным стандартам. Потребуется пересмотреть 30 положений и 300 инструкций бухгалтерского учета, переработать программное обеспечение и переучить более 1 млн. бухгалтеров.

Дополнительная проблема состоит в отсутствии единой международной системы. Так, американские институты работают по стандарту GAAP. Всемирный банк, финансирующий около 5 тыс. проектов в разных странах, принимает отчетность в соответствии с требованиями Международного комитета по стандартам в Лондоне. В Германии и Франции - свои системы учета.

По мнению профессора Финансовой академии Виктора Гетмана, Oracle Applications помогут российским предприятиям решить эти проблемы. Он считает, что это ПО "на порядок лучше наших традиционных приложений для бухгалтерского учета". Показателем их гибкости, по его мнению, является то, что главная книга может быть настроена на любой план счетов. Производительность позволяет получать баланс ежедневно. Но главное - приложения уже апробированы на различных мировых системах учета.

В списке российских клиентов Oracle, насчитывающем около 1000 компаний, на первом месте значится "Мосэнерго". СУБД Oracle лежит в основе центральной базы данных этого ведомства. Приложение используется для управления процессом обеспечения материалами на центральном предприятии и в 60 его филиалах.


Россия, конечно, будет очень важна... Но немного позже

Потому что в ближайшее время основные усилия Oracle по части продвижения Oracle Applications будут сконцентрированы на Европе. Такой вывод напрашивается из докладов, прозвучавших на первой конференции европейских пользователей Oracle Applications, проведенной с 15 по 19 апреля во французском городе Канны, более известном знаменитыми кинофестивалями.

Точнее, Oracle планирует уделить особое внимание 11 развитым европейским странам: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембургу, Нидерландам, Португалии, Финляндии и Франции. Это государства, согласившиеся объединиться в Европейский экономический и монетарный союз, использующий единую валюту с интуитивно понятным именем "евро".

Создание новой общности пройдет в несколько этапов и, естественно, не ограничится лишь введением новых денег (мультивалютный учет не такое уж сложное дело, он освоен во многих российских бухгалтерских программах). Претерпят изменения и будут унифицированы финансовый учет, пограничные и таможенные процедуры и многое другое.

"Союз 11" - только первый этап. Если удастся успешно справиться с трудностями интеграции, то в Объединенную Европу попросятся и другие страны, которые будут вынуждены принять установившиеся общеевропейские стандарты. Поэтому тот, кто займет зарождающийся объединенный рынок сейчас, сможет в дальнейшем претендовать на многое.

В числе основных конкурентов Oracle ее специалисты называли SAP и Baan. Преимущество американской компании в ее интернациональности, мощи, наличии своей СУБД и средств разработки. Зато немецкая и голландская компании играют "на своем поле". Правда, в принятии стратегических решений такого рода технические соображения играют куда меньшую роль, чем, скажем, политические. В этой связи "о компьютерах" перед собравшимися говорили очень

мало, а открыл конференцию человек и вовсе далекий от вычислительной техники - за свою жизнь Хеннинг Кристоферсен побывал главой датского МИДа, Минфина и даже помощником премьер-министра, а ныне он - вице-президент Комитета по объединению.

Докладчики - сотрудники Oracle или наиболее важных партнеров корпорации - безусловно, не могли пройти мимо продукта Oracle, которому, собственно, и была посвящена конференция. Но тоже в технологические сложности не углублялись. Речь президента Oracle Рэя Лэйна, начавшись с исторического экскурса, перетекла в описание сильных сторон продуктов Oracle. Было рассказано о возрастании роли Internet в бизнесе, об архитектуре сетевых вычислений, впервые появившейся в Oracle Applications 10.7 и развитой в новой, одиннадцатой, версии системы, об особенностях OA 11.0, которые делают ее более приспособленной к специфическим потребностям объединяющихся стран.

Признав, что в ближайшие годы основное внимание руководство Oracle будет уделять Объединенной Европе, в российском представительстве компании тем не менее выразили твердое намерение занять достойное место на соответствующем российском рынке. Здесь у компании твердые позиции, к тому же приблизительно половина из ее двухсот партнеров проявила интерес к работе с Oracle Applications.

- Дмитрий Гапотченко,
Computerworld Россия