Если бы двадцатидвухлетний Бетховен погиб в авиакатастрофе, это изменило бы историю музыки... и самолетостроения.
Музыка - величайшее увлечение человечества. Что вам больше по душе: элитарная или массовая культура, кантри или поп-музыка (хотя вряд ли есть разница между ними), духовные песнопения или джаз? Вы воистину экстраординарный человек, если в принципе не любите музыку.
У меломанов есть масса разнообразных уголков в Internet. Например, Infoseek предлагает 185000 Web-узлов, посвященных музыке. Из них я посетил лишь малую часть, однако Internet Underground Music Archive (Архив музыкального андеграунда в Internet), расположенный по адресу www.iuma.com, остается одним из моих любимых мест.
IUMA специализируется на так называемой независимой музыке, то есть не относящейся к основному потоку изданий звукозаписывающих компаний. Насколько мне известно, именно этот узел впервые начал на легальной основе предлагать творения музыкантов. Сегодня IUMA содержит тысячи образцов практически любого жанра. Например, в каталоге IUMA можно найти звукозаписывающую фирму AlterNet Sonic Reality, охарактеризованную как небольшая независимая киберкомпания, в область интересов которой попадает и музыка Зоара.
О сочинениях этого музыканта пишут следующее: "Музыкальный пейзаж Зоара написан окружающими нас звуками, сюрреалистическими облаками клавишных, черной смертью волынки и жизненной силой кричащей, перекошенной гитары. Его произведения одновременно природные и индустриальные, образные и метафизические".
С моей скромной точки зрения, музыкальная рецензия - это жанр, который займет свое место в урне культурного мусора где-нибудь рядом с макраме. Приведу слова великого джазового пианиста Телониуса Монка: "Писать про музыку все равно что танцевать про архитектуру".
Если IUMA создал прецедент, крупные фирмы грамзаписи активно занялись предложением цифровых примеров из альбомов. При этом мы тут же опрометчиво бросаемся в пучину авторского права.
Например, если вы возьмете фрагмент из произведения какого-либо композитора и смешаете коктейль, добавив туда отрывки из собственных сочинений и немного различных шумов, ваше произведение привлечет юристов куда сильнее, чем навоз - мух. И проблема приведения фрагментов суть первый шаг к раскрытию самого наболевшего вопроса - речь идет о нарушении авторского права в музыкальной индустрии.
В конце концов, у воротил шоу-бизнеса появится идея распространять через Internet альбомы целиком. Для этого вам потребуется связаться с узлом звукозаписывающей компании, заплатить определенную мзду в электронной валюте или посредством кредитной карточки, после чего скачать музыку на устройство с возможностью записи на компакт-диск.
Производителей же волнует проблема, насколько просто будет покупателям в дальнейшем копировать компакт-диски, естественно, бесплатно. И это не только проблема музыкальной индустрии. Журнальные статьи, видео - фактически любой материал на бумаге или в цифровом виде может распространяться таким образом, что откроются широкие возможности для нарушений авторского права.
Интересно, что незаконное копирование успело получить распространение и без "пособничества" Internet. Зачастую, купив компакт-диск, мы переписываем его на кассету, чтобы слушать в автомобиле или подарить друзьям. А как насчет ксерокопирования статей в газетах или даже целых глав из книг?
Чтобы использовать Internet для реализации продукции, медиа-компании вкладывают значительные деньги в самые разнообразные технологии, создавая при этом цифровые схемы, которые, в конечном счете, не будут работать. Они не будут работать постольку, поскольку все, что можно украсть, будет украдено. Это реальность, с которой приходится мириться, как приходится мириться со смертью или нехваткой такси.
Итак, если речь идет о цифровых средствах информации, остается либо смириться с невозможностью получать деньги за каждую копию, либо постоянно увеличивать стоимость продукции за счет вложений. Первое - слишком серьезная потеря для медиа-компаний, второе же полностью меняет наш взгляд на место художника в электронных средствах информации.
Ваши отклики на данную статью присылайте по адресу nwcolumn@gibbs.com.