и численностью персонала 1700 человек. Корпорации заключили своего рода "брачный договор": соглашение между ними основано на принципах полного равноправия сторон при решении любых вопросов, касающихся жизни и судьбы новой объединенной структуры. Для российской индустрии ПО эта сделка уникальна.
"Молодожены" - компании состоятельные (так, оборот "Паруса" достиг в прошлом году 12,31 млн. долл., "Галактики" - чуть менее 8,5 млн. долл.; численность персонала перед объединением составила около 1200 человек у "Паруса" и свыше 500 - у "Галактики), однако их деятельность ориентирована на производство и внедрение не столько компьютерной техники, сколько программных систем (обе фирмы известны прежде всего как разработчики ПО для управления предприятиями).
Объединение компаний происходило в обстановке строгой секретности. Большинство рядовых сотрудников и "Паруса" и "Галактики" должны были узнать о слиянии компаний лишь на следующий день после прошедшей 23 апреля пресс-конференции, посвященной этому событию. Во избежание утечки информации прессу оповестили 22 апреля вечером.
По словам генерального директора "Галактики" Дмитрия Черных, основная цель объединения - укрепление позиций объединенной компании за счет появления на российском рынке нового, очень крупного игрока. Исторически сложилось так, что "Галактика" стала ориентироваться в основном на крупные и очень крупные предприятия и организации, теряя таким образом мелких и средних клиентов. "Парус", напротив, делал ставку на автоматизацию мелких и средних предприятий, а также бюджетных организаций, и кроме того, придавал огромное значение отраслевым проектам масштаба субъектов федерации. Тем не менее компании регулярно сталкивались во время проведения различных тендеров. В результате нередко возникали ситуации "блокировки" клиента, когда одна из корпораций "захватывала" клиента (Черных особо подчеркнул умение "Паруса" проводить "точечный" маркетинг, направленный на конкретного клиента с целью его удержания возле себя), однако не всегда могла предложить ему решения, адеквантные его нуждам, тогда как другая компания такими решениями располагала, но "достучаться" до клиента не могла - тот уже был "захвачен" конкурентом. Такое положение дел вредило всем сторонам.
В свою очередь Александр Карпачев, генеральный директор "Паруса", признался, что хотя за последние годы его компания добилась немалых успехов в развитии дилерской сети, однако стала ощущать отставание от "Галактики" в технологическом плане. В течение двух-трех лет "Парус" тщетно пытался догнать своего конкурента и в конце концов согласился пойти на объединение с ним. Теперь "Парус" надеется воспользоваться опытом разработчиков "Галактики", чтобы ликвидировать технологическое отставание и вывести ранее созданные продукты на новый уровень. Однако Карпачев прекрасно понимает, что на устранение отставания потребуется немало времени, поэтому он не рассчитывает на существенный рост оборота от реализации продуктов и услуг "Паруса", по крайней мере до конца нынешнего года.
Николай Красилов, президент "Галактики", рассказал о планах дальнейшего развития создаваемых компаниями продуктов. По его словам, их интеграция не планируется - по-прежнему будут существовать разные продукты, предназначенные для разных клиентов - от мелких до сверхкрупных. Для миграции между различными продуктами компании планируют разработать ряд специальных утилит, призванных сделать этот процесс как можно менее болезненным. Кроме того, намечено ликвидировать пересечение продуктов для автоматизации бухгалтерской деятельности (каким образом - пока не сообщается). Основные усилия разработчиков будут направлены на формирование семейства продуктов с приемлемой функциональностью, обладающих умеренной ценой и ориентированных на самые разные отраслевые ниши. При этом все прежние торговые марки компаний, естественно, сохраняются.
Организационная структура новой компании будет единой для всех служб и подразделений. По словам Красилова, она будет напоминать холдинговую лишь на начальном этапе слияния. Уже к концу мая - началу июня компании намерены выработать единый механизм управления, а также пути перехода к новой организационной структуре.
Произойдут изменения и в дилерской сети. В ближайшем будущем дилерам компаний должны быть разосланы специальные документы с предложением включить в список распространяемого ПО продукты бывшего конкурента. При этом компании не намерены вводить "обязаловку". Как подчеркнул исполнительный директор "Паруса" Алексей Федоренко, дилерам предстоит самим определить, будут ли они поставлять продукты обеих корпораций или же только одной.
Главный ожидаемый результат объединения - это переход двух сильных конкурентов в новое качество. Созданная ими "семья" располагает спектром продуктов, покрывающим очень многие горизонтальные ниши. Каждая из компаний-"молодоженов" обладает обширной сетью деловых связей в различных государственных и коммерческих структурах, которая еще больше упрочится в результате объединения. Кроме того, следует учесть наличие у компаний региональной и дилерской сети, покрывающей практически все регионы России и многие страны СНГ (в одну только региональную сеть объединенной компании входит 33 отделения). Все это позволит им сравнительно легко осваивать самые разные вертикальные рынки.
Этот союз, безусловно, окажется "крепким орешком" для других отечественных компаний, работающих на рынке систем для управления предприятием. Сможет ли она оказать достойное сопротивление зарубежным конкурентам, прежде всего компаниям SAP и Baan, - это другой вопрос. С одной стороны, их активность на российском рынке еще не очень заметна (похоже, идет "прощупывание" рынка, своего рода разведка боем) - зарубежные конкуренты расходуют свои силы прежде всего на маркетинг продуктов, а не на их локализацию. С другой - если западные компании всерьез займутся российским рынком и вложат деньги в локализацию своего ПО, то российским фирмам наверняка придется нелегко. По мнению Черных, на локализацию продуктов потребуются немалые деньги, зарубежные гиганты вряд ли смогут выделить их уже в ближайшем будущем. Однако к тому времени, когда западные конкуренты все же решатся на этот шаг, у отечественных клиентов наверняка появится достаточное количество финансов, чтобы начать выбирать не между более или менее дорогой системой, а между качественной и некачественной, функционально насыщенной и не очень.