XML позволяет разработчикам усложнять структуру данных, преобразуя их в "нейтральный" формат, который может использоваться Web-приложениями, серверами, промежуточным программным обеспечением и конечными пользователями.
XML - это стандарт, предложенный World Wide Web Consortium (W3C), и, хотя ряд его компонентов еще не утвержден, разработчики могут хранить данные в формате XML, не боясь того, что он устареет. Гарантией тому служит тот факт, что компоненты XML, получившие название XSL и XLL, написаны в синтаксисе XML и, вне зависимости от их дальнейшего развития, смогут работать с XML-данными.
XML может использоваться как для подготовки публикаций в Web, так и для более общего обмена данными. Ряд связанных с XML предварительных документов, находящихся сейчас на утверждении в W3C, будет касаться только публикаций. Поскольку многие разработчики XML уже имели дело с языком Standard Generalized Markup Language, упрощенным вариантом которого является XML, они рассматривают последний главным образом как средство поддержки публикаций и не считают, что он готов к работе. Но такая оценка XML крайне неверна.
Этот язык обеспечивает целый ряд преимуществ, связанных с интероперабельностью. С помощью лексического анализатора XML легко получить доступ к множеству данных.
Суть в том, что нередко приложения используют одно и то же множество данных. Можно изменить структуру в любой момент и при этом не повредить ссылки на приложения.
Представители Microsoft, одной из ведущих компаний, занимающихся разработкой XML, считают, что предприятия могут уже сегодня интегрировать его в существующую инфраструктуру и Web-приложения.
По словам Адама Босуорта, старшего менеджера по системам публикации в Web компании Microsoft, для того чтобы эффективно использовать XML, компаниям придется изучить спецификации XML и оценить, как его можно использовать в их организациях.
В первую очередь необходимо выяснить, как просматривать, редактировать и управлять данными XML. В качестве примера применения XML Босуорт упомянул предложенную недавно на Web-узле его компании аукционную страницу. Демо-версия, в которой использован XML, показывает, как "вживую" работать с сервером и обновлять изображение лишь части страницы Web, не загружая всю ее целиком.
Как считают аналитики, прежде чем задумываться о способах применения структуры XML к корпоративной информации, специалистам компании необходимо сначала проанализировать методы взаимодействия, используемые в их организации.
Как заметила Рита Кокс, вице-президент и руководитель исследований в компании Gartner Group, XML, в частности, позволяет сократить затраты на повторный ввод данных. К примеру, врач в своем офисе мог бы вводить информацию о пациенте (например, имя, лекарства, дозировку) и затем передавать эти данные в аптеку. В свою очередь те же данные может использовать компания, которая отслеживает статистику заболеваемости гриппом. Сейчас механизма для такого рода разделения данных не существует.
"Из-за необходимости постоянно вводить одни и те же данные теряются большие средства", - добавила Кокс.
Прежде чем XML сможет поддержать подобный обмен данными в пределах отрасли, компаниям предстоит определить общие наборы его тегов. По мнению некоторых пользователей, большую помощь в этом могут оказать профессиональные организации, созданные в рамках отрасли.
"Хотя подобные организации обычно не занимаются решением вопросов, связанных с компьютерами, Internet и информационными технологиями, они готовы работать над стандартами, понимая необходимость подобного рода деятельности, - сказал Дейв Маккоркил, директор по операциям компании 800-All-News. - Они могли бы легко создать комитеты под руководством тех членов своих организаций, которые больше других интересуются вопросами Internet".
В отдельных отраслях уже есть определенные сдвиги. Так, президент фирмы XMLXperts Дайана Кеннеди сообщила, что компании Chrysler и Ford предложили стандартный набор тегов для автомобильной отрасли, который будет завершен в этом году.
Кроме того, как подчеркнул Дейв Пул, исполнительный директор компании DataChannel, чрезвычайно важно для компаний убедиться, что производители программного обеспечения, с которыми они работают, планируют поддерживать XML.
"Это образовательный процесс, - заметил Пул. - Сейчас ситуация несколько странная - потребители больше знают о XML, чем его поставщики".
По словам Босуорта, как только администраторы информационных систем получат более подробную информацию о XML, они смогут с его помощью представлять форму, услуги и данные корпоративного узла Web так, чтобы другие серверы могли с ним взаимодействовать.
Пул отметил, что второй важный момент - способность XML поддерживать использование унаследованных данных. Компания DataChannel продала свой инструментарий разработки, позволяющий выполнять соответствующие преобразования, нескольким фирмам, выпускающим базы данных и системы управления документами.
Третий момент, по мнению Босуорта, - это реализация и поддержка грамматики XML для фильтрации и установки модернизаций по мере их появления, а также создание объектов, работающих на стороне клиента, которые могли бы взаимодействовать через XML с серверами.
В конечном итоге компании будут применять XML для создания трехуровневых приложений, работающих с этим языком. В архитектуре клиент просматривает, управляет и редактирует XML. Промежуточный уровень объединяет XML с другими компонентами. Третий уровень - уровень хранения - содержит данные, ориентированные на XML, или позволяет преобразовывать унаследованные данные в логические представления XML.
В строю
Сейчас W3C проводит экспертизу с целью утверждения в качестве стандартов нескольких технологий, которые объединены в XML.