Электронный обмен данными - это динозавр, обреченный на вымирание, считает Ким Полезе, исполнительный директор и основатель новой компании Marimba по разработке push-технологий.

Отвечая на вопросы, прозвучавшие после сделанного ею 29 января доклада на конференции ComNet, Полезе отметила, что классическая технология EDI слишком громоздка и сложна для развертывания в современных сетях "расширенной корпорации", связывающих производителей с их поставщиками и заказчиками.

По мнению Полезе, будущее бизнес-коммуникаций - за системами на базе Internet, которые обеспечат связь интеллектуальных клиентов с новейшими модификациями программного обеспечения, а также за информацией на специально предназначенных для этого серверах.

По ее мнению, с помощью такой системы менеджеры смогут быстро определять права защиты, будучи уверенными, что их программное обеспечение будет выполняться на различных типах клиентских систем. Прогрессс EDI обычно сопровождается достаточно трудоемкой процедурой согласования между компьютерами разных компаний, необходимой для обеспечения гарантии адекватности пересылаемых сообщений, поскольку большие компании вкладывают огромные средства в разработку EDI-систем.

В системе Castanet производства Marimba клиенты - сюда можно отнести все что угодно, от стандартных Web-браузеров до персональных цифровых секретарей (PDA) - периодически обращаются к серверам. Если приложения или данные, на которые клиенты имеют "подписку", были обновлены, соответствующие компоненты будут загружены автоматически.

Как сообщила Полезе, Federal Express уже использует реализованную в Castanet архитектуру "приемник/передатчик" для распределения среди заказчиков приложений отслеживания посылок клиентов.

Полезе заверила аудиторию, что наступит время, когда потребитель сможет получить в свое распоряжение канал ISDN простым нажатием нескольких кнопок на экране своего ПК. По мнению докладчицы, эта на первый взгляд фантастическая идея станет в будущем реальностью: с помощью сетевых приложений пользователям будет немедленно предоставляться весь набор предлагаемых услуг.

"В сетевую эру у людей начинает вырабатываться столь же утилитарное отношение к Internet, как к воде или электричеству, - сказала она. - Когда мы включаем 5-й канал и смотрим очередную серию мыльной оперы, а потом переключаемся на новости по 7-му каналу, мы же не думаем о том, что в эпизоде сериала задействована недостающая библиотека DLL, что нужно перезагрузить телевизор и перенастроить электронно-лучевую трубку".

По мнению Полезе, от решения проблемы развертывания программного обеспечения зависит прогресс усовершенствования сетевых сервисов.

Докладчица рассказала, что у нее дома валяются три совершенно исправных сотовых телефона - каждый раз для получения новых услуг, предоставляемых оператором сотовой связи, ей приходилось приобретать очередную модель. "Нельзя предлагать людям устройство одноразового использования. Программное обеспечение внутри устройства - вот что следует заменять".

Полезе отметила, что такие интеллектуальные сетевые инфраструктуры уже есть. Компании начинают присматриваться к возможности использования приложений на "контрактной" основе (своеобразный аутсорсинг) - вместо того чтобы самостоятельно развертывать весьма дорогостоящее прикладное ПО типа R/3 компании SAP AG, они при необходимости могут обратиться к сетевой версии этого приложения.

Сегодня на раскрутку приложения клиент-сервер уходят месяцы и даже годы. Internet кардинально меняет ситуацию, поскольку браузер становится для пользователей универсальным интерфейсом. Развертывание приложения сводится к установке его новой версии на Web-сервере.

Однако браузеры не призваны служить базой для приложений, поэтому, по мере того как пользователи пытаются добавлять в них все новые и новые апплеты, возникает эффект "разбухания".

Полезе указала на нестыковку между базовыми классами Netscape Communications и Microsoft - приложения, разработанные для одного браузера, на другом выполняются медленнее.

По ее мнению, развертывание в Web создает множество проблем, это защита, масштабируемость, пропускная способность, проблема отсоединенных клиентов, а также разнобой в типах браузеров, клиентов и операционных систем.

Для "расширенного предприятия", инфраструктуры, объединяющей компанию с ее партнерами, необходима гибкая система защиты, которая обеспечит доступ к определенным приложениям и данным только для определенных пользователей и внешних приложений и будет отсеивать "чужих".

Наиболее приемлемой в этом отношении Полезе считает систему, в которой приложения находятся на сервере в режиме ожидания, а интеллектуальные клиенты обращаются исключительно к необходимым элементам, причем только тогда, когда это действительно нужно.