Мы сидим на берегу и гадаем о том, какая сегодня будет погода. А где-то у японских островов зреет цунами, сметающее все с лица земли, если должным образом не подготовиться. Подобная гигантская волна, возникшая в результате двух революций, демографической и технической, грозит захлестнуть и общество. Давайте называть ее сетевым поколением.
За всплеском рождаемости следует еще один, превышающий первый: 80 млн. только в Соединенных Штатах. Сетевое поколение, то есть дети, которым в 1999 году будет от 2 до 22 лет, - самое многочисленное. Конечно, если говорить об экономике, их сила не только в этом. Просто оно единственное пока поколение, с первых дней жизни сталкивающееся с компьютерами. Цифровые устройства для них столь же привычны, как телевизор или холодильник.
Наблюдая за нашей молодежью на протяжении нескольких лет, я пришел к выводу - нет более насущной задачи для специалистов по информационным технологиям, маркетологов и бизнесменов, чем познание поколения: его культуры, психологии, ценностей и перемен, привносимых ими в мир.
Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство подростков умеют пользоваться компьютером, почти две трети имеют опыт работы с Internet. По данным Teenage Research Unlimited, если в 1994 году Сеть интересовала 50% тинейджеров, то в 1997 году - уже 88%.
Вообразите, что произойдет, когда миллионы мыслящих по-новому, энергичных молодых людей, оснащенных мощнейшей в истории аппаратурой, вступят во взрослую жизнь. Сетевое поколение непременно изменит сам способ производства материальных благ, создаст новую культуру труда.
Все они - необыкновенно любопытные, привыкшие полагаться на собственные силы, упрямые, сообразительные, целеустремленные, хорошо адаптирующиеся, полные чувства собственного достоинства, мыслящие широкими категориями. Прибавьте к тому естественность в обращении с цифровой техникой, и вы поймете, какая опасность нависла над традиционным предприятием и традиционным руководителем.
Многие понятия, используемые в современном менеджменте, а именно: командная работа, сотрудничество, разделение знаний, организационное обучение и сетевые структуры - весьма нелегко приживались. Они наталкивались на извечное препятствие - нашу приверженность культурным традициям, или, если хотите, косность. В частности, темпы развития отдела информационных систем в значительной мере определялись личностью руководителя и его авторитетом в коллективе. Иерархия компьютерных систем и сетей соответствовала традиционной корпоративной иерархии и стилю работы.
Культура сетевого поколения отличается от нашей коренным образом. Коса находит на камень. Давайте называть это сменой поколений на уровне традиционного твердолобого менеджмента (речь в данном случае идет не только об информационных системах!).
Кроме того, сетевому поколению внушили, что найти хорошую работу не так просто. Что ж, они полны решимости. Многие из них мечтают о предпринимательстве. Тому, кто берет их на работу, следует быть готовым к тому, что какое-то время в офисе все будет ходить ходуном.
Дон Тэпскотт - руководитель ассоциации Alliance for Converging Technologies, известный специалист по влиянию цифровых средств информации на экономику.