Я всегда был сторонником привлечения покупателей к проектированию компьютеров и систем связи, которыми они в конечном итоге будут пользоваться. И вот почему.

В юности я увлекся инженерным подходом к решению чисто человеческих проблем. За образец такого подхода часто выдают следующий пример.

Было время, когда ни строгие запреты, ни штрафы не действовали на любителей покататься на подножке троллейбуса. Тогда инженеры нашли простое, эффективное и разумное решение: они вовсе убрали подножку из его конструкции.

Подход в данном случае был выбран правильный. Однако его никак нельзя брать за основу, потому что он зиждется на идее, что техника первична, а люди, ею пользующиеся, - вторичны. Другими словами, пользователь обязан адаптироваться к требованиям машины.

Внешний вид самолетов, кораблей и автомобилей проектируют исходя из принципов аэродинамики. Однако панели управления необходимо разрабатывать так, чтобы ими было удобно пользоваться оператору.

Другими словами, тут уже все должно решаться на основе эргономики и методов антропоморфизма. При проектировании приспособлений, которыми будут управлять люди, прежде всего надо учитывать человеческую психологию и физиологию. Причем чем больше роль человека в управлении будущей техникой, тем полнее следует учитывать его потребности и склонности.

С этой точки зрения проектирование компьютерных систем требует максимального внимания. Если форма транспортного средства или конфигурация водного канала решающего значения для человека не имеют, то пользовательский интерфейс любого продукта следует разрабатывать исключительно для тех и с теми, кто будет с ним работать.

Но осуществимо ли это?

Некоторые производители из индустрии высоких технологий считают, что нет. На всякий случай я не буду называть конкретные имена; общеизвестно, что ни инженеры, ни предприниматели не привыкли считаться с мнением тех, кто по сути является их "кормильцем", - покупателей.

Тем не менее есть и приятные исключения. В частности, в этом году в издательстве Lawrence Erlbaum Associates вышла книга Карен Макгроу и Карана Харбисона "User-Centered Requirements" ("Влияние пользовательских потребностей на проектируемые системы"). Авторы сумели доказать тесную взаимосвязь между процессом проектирования и человеческими качествами.

Подход, предлагаемый Макгроу и Харбисоном, называется "проектированием на основе сценариев" (SEP). Авторы убеждены, что при разработке продукта следует учитывать не только его соответствие техническим требованиям. Необходим также анализ склонностей и привычек конечных пользователей, участвующих в проектировании, что в свою очередь потребует от создателей знаний по психологии, социологии и политике. Поэтому на этапах тестирования систем и обучения пользователей необходимо не только программное и аппаратное, но и "человеческое" обеспечение.

Эта книга поможет тем, кто стремится "очеловечить" процессы проектирования и использования техники. Инженеры, которые в своей работе вплотную соприкасаются с проблемой взаимоотношения людей с техникой, просто обязаны прочесть ее. Если методы, предлагаемые авторами, найдут широкое применение, то уже в обозримом будущем дружественных компьютеров и систем связи станет гораздо больше.

Ради такой перспективы стоит поработать.


Уильям Шеридан - системный аналитик и специалист по Internet. Он - убежденный сторонник участия пользователей в разработке интерфейсов.