На первом, "телефонном" этапе было опрошено 700 москвичей в соответствии с репрезентативной выборкой, составленной по домашним номерам из различных районов Москвы. Это позволило оценить, какая часть московских семей уже обзавелась персональными компьютерами. Утвердительный ответ на этот вопрос дали 13% опрошенных. В Москве насчитывается 3 млн. семей. Значит, число домашних компьютеров - около 400 тыс. Правда, следует учесть, что в столице немало и тех, у кого телефон отсутствует; поэтому результаты исследования все же, наверное, нельзя считать абсолютно точными. Почти половина из тех, у кого компьютеры есть, обзавелись ими за последний год.
Наиболее "компьютеризованными" районами Москвы оказались: Крылатское, Беляево, Новые Черемушки, Калужская, окрестности станций метро "Тимирязевская" и "Дмитровская".
Около половины москвичей, в данный момент не имеющих домашнего компьютера, не собираются его приобретать в обозримом будущем; в то же время около 13% респондентов намерены обзавестись компьютером в ближайшее время - они-то и являются потенциальными потребителями на рынке домашних компьютеров.
Второй этап исследования состоял в более развернутом анкетировании "лицом к лицу" около двухсот обладателей домашних ПК. Интересными оказались предпочтения опрошенных москвичей в пользу тех или иных исследуемых параметров в зависимости от профессионального уровня, возраста, образования и семейных доходов.
Где и как приобретаются домашние компьютеры? Только 58% из них покупается в полной комплектации в компьютерной фирме или в магазине. 18% респондентов предпочитает покупать комплектующие в компьютерных фирмах и собирать ПК самостоятельно; 5% умельцев, действующих по принципу "сделай сам", приобретают компоненты на рынке. Остальные - большей частью своеобразный "вторичный" рынок (10% купили компьютеры на работе, 9% взяли в собственной фирме "в аренду", 2% купили у знакомого).
Показательно распределение факторов, влияющих на выбор продавца: 44% ориентируются на показатель цена-качество, 36% руководствуются советами друзей, 29% полагаются на известность фирмы-производителя, 23% делают выбор, опираясь на рекомендации специалистов, 19% доверяют репутации фирмы (значимость других факторов можно увидеть на диаграмме). Самым популярным печатным изданием, определившим вкусы покупателей ПК, оказалась газета "Экстра-М" (ее назвали 34% опрошенных).
Возраст большинства москвичей, имеющих домашний компьютер, от 30 до 45 лет. Велико число владельцев домашних компьютеров в возрастной группе до 29 лет. Неудивительно, что большинство владельцев домашних компьютеров - люди с высшим техническим образованием.
Cамым распространенным типом домашнего компьютера является Pentium различной частоты: они составляют около половины существующего парка домашних компьютеров. На втором месте - машины с 486-м процессором (27%). До сих пор используются компьютеры не только с 386-м (8%), но и с 286-м процессором (6% опрошенных).
Как часто владельцы домашних компьютеров намерены модифицировать свои машины? 39% собираются сделать это в течение ближайших шести месяцев и даже раньше, 23% рассчитывают вернуться к этому вопросу через год, а 38% надеются обойтись без этой процедуры как можно дольше.
Что же касается способов модернизации, то наиболее радикально в этом отношении настроены 18% - они поменяют компьютер целиком; 43% предполагают усовершенствовать периферийные устройства, а 41% намерены наращивать объем диска, оперативной памяти, менять процессор и т. п.
В большинстве семей (65%) домашний компьютер используется в качестве игрового. 47% респондентов с помощью ПК выполняют на дому всевозможные заказы для организаций. Весьма привлекают москвичей также музыкальные и графические возможности компьютера, что в основном отмечается как хобби (37%). На четвертом-пятом месте находятся такие цели, как поддержка собственного бизнеса и обучение (по 28%). Несколько удивителен тот факт, что коммуникационные функции ПК (Internet, электронная почта) в настоящее время используются не слишком активно - такое применение своему компьютеру находят лишь 12% опрошенных (кстати, эту оценку подтверждает еще один факт - менее 20% пользователей согласны признать модем существенной "деталью" ПК). Кроме того, в качестве сферы приложения ПК назывались такие цели, как профессиональный компьютерный дизайн, домашняя бухгалтерия, производство программного обеспечения, домашняя телефонная книжка. Впрочем, последнее говорит скорее о том, что для некоторых владельцев домашний ПК - лишь дань моде.
Часть продавцов высказывают мнение, что стандартная конфигурация домашнего компьютера в среднем дороже типичной модели офисного ПК - дескать, домой чаще покупается дорогая игрушка для развлечений, а конторскому служащему нужен Word с Excel и электронной почтой. Так или иначе, на наш вопрос, должен ли домашний ПК быть более дорогим, чем офисный, отрицательно ответили 72% опрошенных. Впрочем, среди пользователей, считающих себя опытными, несогласных с этим утверждением меньше - 60%.
Мужчин, готовых заплатить больше за домашний ПК, чем за офисный, оказалось 36%, женщин же всего 15%.
Связанный с этим вопрос - дизайн домашнего компьютера. Новаторские идеи дизайнеров домашних ПК нашли отклик в душах всего третьей части опрошенных. Естественно, женщин, признающих дизайн ПК важным параметром, больше (45%), чем мужчин (26%), а людей с гуманитарным образованием соответственно больше (47%), чем "технарей".
И напоследок - вопрос, который должен был выяснить, насколько домашний компьютер действительно стал "домашним". Звучал он следующим образом: "При наличии какого домашнего оборудования вы считаете возможным покупку домашнего компьютера?" (допускалось более одного варианта ответа). 62% опрошенных приобрели ПК независимо от других бытовых устройств, 33% готовы поставить его вслед за телевизором, 22% - за видеомагнитофоном, 19% - за стиральной машиной, 18% - за музыкальным центром, 14% - за автомобилем, 6% - за телефоном.
С полным отчетом об исследовании столичного рынка домашних компьютеров можно познакомиться, обратившись в РИА "Осень" по телефону (095) 253-9310.
Способы приобретения домашнего компьютера
покупали полную комплектацию в компьютерной фирме | 58% |
собирали сами из комплектующих, купленных в различных местах | 23% |
взяли в аренду на своей работе | 10% |
покупали на своей работе | 9% |
купили у знакомого | 2% |
другое | 2% |
Факторы, повлиявшие на выбор фирмы-продавца
показатель цена-качество | 44% |
советы друзей | 36% |
известность фирмы-производителя | 29% |
репутация фирмы | 23% |
гарантия фирмы | 19% |
низкая стоимость | 18% |
известность фирмы | 11% |
отношение продавцов на фирме к покупателю | 8% |
распродажа со скидкой | 8% |
затрудняюсь ответить | 7% |
другое | 18% |
При наличии какого домашнего оборудования вы считаете возможным покупку домашнего компьютера?
62% | опрошенных приобрели ПК независимо от других бытовых устройств |
33% | готовы поставить его вслед за телевизором |
22% | за видеомагнитофоном |
19% | за стиральной машиной |
18% | за музыкальным центром |
14% | за автомобилем |
6% | за телефоном |