соглашении между Apple и Oracle, которое могло быть объявлено на встрече, и возможном представлении нового CEO, ажиотаж вокруг события был чрезвычайно высок. Помимо журналистов, большой интерес к встрече проявили инвесторы: в дни, предшествовавшие событию, акции Apple демонстрировали устойчивый рост.
Ни одна из возможных сенсаций 10 ноября не состоялась. Основные положения презентации, которую (как всегда, блестяще) провел временный исполнительный директор компании Стив Джобс, уже давно не являлись секретом для специалистов.
Тем не менее собранные воедино сообщения, прозвучавшие из уст Джобса, дают возможность по-новому взглянуть на перспективы развития компании.
Новость номер один: компания выпускает семейство компьютеров на базе нового процессора PowerPC G3 (Generation 3, третье поколение), который оптимизирован для работы с Mac OS 8. Серия G3 состоит из трех моделей: двух настольных и портативной. Помимо процессора, новые модели отличает впервые примененная Apple архитектура кэширования backside и повышенная тактовая частота системной шины (66 МГц). Благодаря этим нововведениям компьютеры на базе процессора G3 с тактовыми частотами 233 и 266 МГц оказываются быстрее моделей на базе процессоров предыдущих поколений с большими тактовыми частотами. И есть все основания полагать, что Power Macintosh G3 станут самыми быстрыми персональными машинами на рынке. Что же касается портативных компьютеров, то здесь лидерство Apple в области быстродействия не вызывает сомнения.
Впрочем, новизна представленных компьютеров весьма относительна. Впервые прототипы этих моделей были показаны журналистам (под подписку о временном неразглашении) в августе этого года на выставке Macworld Expo в Бостоне. Там же производители клонов уже без всяких подписок демонстрировали модели на базе G3 с тактовыми частотами 266, 275 и даже 300 МГц. Единственное (но достаточно серьезное) отличие состоит в том, что на этот раз были представлены серийные компьютеры, которые уже сегодня доступны покупателям в США и до конца года начнут поставляться в Европу.
Новость номер два связана с каналами поставок. Apple начала продажу своих компьютеров напрямую конечным пользователям. Теперь для того, чтобы приобрести компьютер на территории США, достаточно зайти на сервер www.apple.com, выбрать подходящую конфигурацию и, естественно, указать номер своей кредитной карточки. Всем покупателям компания бесплатно доставит покупку с экспресс-почтой.
Появление у Apple системы прямых продаж вызвало естественное, впрочем достаточно вялое, беспокойство дилеров компании. Хотя компьютеры на сервере Apple продаются по так называемой "рекомендованной цене", а сумма, затребованная за ту же модель в магазине, как правило, заметно ниже, бесплатная доставка делает покупку по Internet достаточно привлекательной для пользователя. Сильнее всего новое предложение ударит по мелким фирмам, не имеющим специальной рыночной ориентации (среди дилеров Apple таких компаний не слишком много). В Европе система продаж через Internet начнет работать весной следующего года.
Прямые продажи не единственное новшество в каналах сбыта. Чтобы облегчить пользователям приобретение Macintosh-совместимых продуктов через магазины, Apple заключила соглашение с крупнейшей сетью компьютерных супермаркетов CompUSA. В рамках этого соглашения в 54 магазинах CompUSA появятся специализированные отделы Apple, в которых будут продаваться компьютеры, Macintosh-совместимая периферия и программное обеспечение. Работающие в этих отделах продавцы пройдут специальное обучение.
И наконец, последнее объявление касалось системы производства. Теперь через Web-сервер пользователь может заказать любую конфигурацию компьютера, который будет собран по его заказу. Система сборки компьютеров под заказ позволит ликвидировать проблему складских запасов, которая стоит перед компанией достаточно остро. Впрочем в случае решения вопроса о складе готовой продукции, новая схема потребует содержать значительный склад комплектующих. Тем не менее в целом система сборки компьютеров под заказ является весьма эффективной (достаточно вспомнить успешные примеры Dell и Power Computing), и то, что Apple удалось построить подобную схему, можно считать существенным достижением компании.
В целом действия, предпринятые Apple, производят благоприятное впечатление. Компания продемонстрировала ясное понимание того, что даже самой выдающейся линейки продуктов для успеха на рынке еще недостаточно. Необходимы значительные усилия для того, чтобы донести свой продукт до пользователя. И именно в этом направлении Apple под руководством Джобса предприняла наиболее решительные шаги. Среди них и активная работа с каналами (Apple сегодня едва ли не единственная компьютерная компания, которая использует все возможные каналы продаж: от метадистрибьюторов до прямых поставок), и новая рекламная кампания под многозначительным девизом "Думай иначе" (Think Different). Что же до продуктов, то здесь успехи компании более чем очевидны. Тем не менее после завершения встречи акции Apple в цене упали. Видимо, инвесторы ждали от прошедшего события чего-то другого.