К великому сожалению, журналистам так и не удалось узнать у представителей Novell (ответы которых были весьма расплывчатыми, а порой и противоречивыми), с представителями каких компаний они встречались (или хотя бы сколько компаний почтили своим вниманием семинар), что именно на семинаре обсуждалось, какие конкретно продукты и услуги предлагала им Novell и какова была ответная реакция российских провайдеров (на заседании круглого стола не осталось ни одного представителя последних).
Зато удалось узнать, как сама компании Novell характеризует основные черты нынешнего рынка Internet. По словам Палмери, на Западе уже отмечено постепенное падение доходов от рынка услуг Internet. Это связано с тем, что в этой рыночной нише оказалось много компаний, в результате цены снизились и выровнялись, что, в общем-то, оказалось на руку потребителям, чего нельзя сказать о провайдерах: доступ в Internet, бывший до сих пор "элитным товаром", перешел в разряд общедоступных услуг. Прошло время, когда можно было позволить себе "снимать сливки". Сегодня компании конкурируют между собой не в области цен: они стремятся предоставлять наиболее качественные и разнообразные услуги. В связи с этим многие провайдеры обзавелись надежными каналами связи и мощной инфраструктурой. Как следствие, качество услуг доступа тоже стало примерно одинаковым. Осталось одно - разнообразить услуги, так или иначе связанные с доступом в Internet.
По мнению Novell, наиболее перспективной в плане "золотоносности" жилой сегодня является корпоративный сектор рынка. В частности, очень актуальным становится предоставление услуг по обеспечению безопасности подключенных к Internet корпоративных сетей - защита с помощью брандмауэров, создание виртуальных частных сетей, передача конфиденциальной информации через Internet, регламентация доступа к внутренним сетевым ресурсам с помощью Network Directory Services (NDS) и т. д. Novell рассчитывает на успех в этой области, по-видимому, делая ставку на консерватизм клиентов: сетевая платформа NetWare сегодня одна из самых распространенных в мире (по данным IDC, число ее легальных пользователей составляет 65 млн. человек). Какие бы технологические катаклизмы ни происходили, многие клиенты Novell наверняка и в будущем останутся приверженцами NetWare.
Казалось бы, вопрос об услугах, которые Novell намерена предложить российским провайдерам, можно считать исчерпанным. Ан нет: по словам менеджера по маркетингу московского представительства компании Олега Котика, решение проблем безопасности не самая главная услуга, о которой рассказывалось на семинаре. Какой же вид сервиса, рекомендованный российским провайдерам, Novell считает самым главным, представители компании сообщить отказались. Также пока неясно, станут ли отечественные корпоративные заказчики обращаться за подобными услугами, связанными с Internet, именно к провайдерам, а не к тем фирмам, которые специализируются на поставке законченных решений для Internet. Тем не менее в Novell считают, что на самом деле не важно, к кому именно будут обращаться клиенты. Даже если провайдеры станут предоставлять дополнительные услуги для бизнеса, связанного с использованием в Internet не напрямую, а через посредников, то и в этом случае они окажутся не внакладе. Если, конечно, их решения будут основываться на технологиях Novell.