По словам Николая Игнатовича, сотрудника отдела программных средств российского представительства IBM, ответственного за сектор баз данных и транзакционных систем, решение о начале продвижения в России ПО для создания хранилищ данных продиктовано двумя соображениями. Во-первых, как показывают исследования IDC, небольшие хранилища данных уровня рабочей группы или отдела предприятия оказываются эффективнее хранилищ данных уровня предприятия: они обеспечивают более высокую отдачу в расчете на каждый доллар, вложенный в систему (до 500% против 300% для больших хранилищ данных), причем окупаются значительно быстрее (за год с небольшим вместо двух-трех лет соответственно). Во-вторых, подавляющему большинству относительно молодых российских предприятий еще рано думать о создании больших хранилищ данных. Тем не менее потребность в этих технологиях для обработки не очень больших массивов данных уже есть.
Продукт Visual Warehouse функционирует в среде операционной системы Windows NT и состоит из четырех относительно независимых модулей: сервера баз данных DB2; сервера, позволяющего управлять хранилищем данных и наполнять его; программы-агента для переноса данных из источника в хранилище; а также набора клиентских программ для доступа к хранилищу данных и составления отчетов. Проектирование хранилища, описание внешних источников данных и настройка расписания операций по наполнению хранилища производится с помощью визуальных средств.
В отличие от больших хранилищ данных, которые составляются из компонентов, тщательно подогнанных для нужд конкретного заказчика, Visual Warehouse представляет собой универсальный "коробочный" продукт, который настраивается под конкретное применение (произвести настройку продукта может как сам клиент, так и специально приглашенная для этого компания). Основными ограничениями продукта являются число одновременно работающих пользователей (не более 20) и максимальный объем обрабатываемых данных (до 50 Гбайт). Вопрос о цене Visual Warehouse сейчас находится в стадии обсуждения, предположительно она составит несколько десятков тысяч долларов.
Для анализа накопленных в хранилище данных IBM рекомендует использовать систему PolyAnalyst 3.0 для Windows NT компании Megaputer Intelligence, специализирующейся на системах для аналитической обработки (точнее, data mining - "раскапывания") данных, ориентированных на выявление неочевидных, но понятных и полезных с практической точки зрения закономерностей в больших информационных массивах. Стоимость этой также "коробочной" системы составляет 3950 долл., включая обучение персонала, первоначальную настройку, бесплатное обновление в рамках текущей версии и трехмесячную техническую поддержку.
По словам генерального директора Megaputer Intelligence Сергея Арсеньева, комплект из двух продуктов - Visual Warehouse и PolyAnalyst - предназначен для предприятий, которые не гонятся за сверхприбылями, а борются за каждый процент роста объема продаж. К такого рода предприятиям прежде всего следует отнести торговые компании, в отделах маркетинга и продаж которых этот программный тандем мог бы найти отличное применение.
Проникновение Tivoli в Россию
Независимое подразделение IBM по разработке программных продуктов для управления распределенными вычислительными системами, компания Tivoli осенью нынешнего года организовала европейское турне Tivoli Roadshow. В рамках этого мероприятия 3 ноября в Москве был проведен семинар для нынешних и будущих партнеров компании.
Прибывшие в Россию специалисты Tivoli обсудили с представителями наиболее крупных партнеров (Российским космическим агентством, Центральным банком РФ, банком "Столичный" и компанией "Ланит") проблемы управления локальными сетями предприятий, построенных с использованием различных аппаратных платформ и сетевых операционных систем, а также вопросы применения разработок Tivoli для их разрешения.
Рассматривались два продукта: анонсированная год назад система TME 10 Global Enterprise Manager, обеспечивающая управление всеми корпоративными бизнес-приложениями (начиная с программного обеспечения для систем S/390 и заканчивая офисными программами) и более современная TME 10 Management Server. В последнюю входит восемь основных модулей, обеспечивающих администрирование сетей, приложений и систем безопасности, распространение программного обеспечения, поддержки бесперебойной работы приложений, а также резервного архивирования.
Кроме того, для TME 10 Management Server компания Tivoli предлагает дополнительные приложения и модули, позволяющие работать с наиболее распространенными приложениями, например такими, как R/3 компании SAP или Lotus Notes производства Lotus. По утверждению Тимура Артыкова, специалиста по продуктам Tivoli регионального представительства компании IBM, все компоненты TME 10 легко перестраиваются в соответствии с нуждами каждого конкретного заказчика.
Computerworld Россия