Тайны Российского рынка
В начале сентября сингапурская компания Compex пригласила в гости российских журналистов. Информационных поводов у Compex было два: новые продукты и планы компании относительно работы в России, которые в ближайшее время должны подвергнуться некоторой корректировке.
Последнее, возможно, было главной причиной приглашения - показать продукцию можно и в Москве, а для успешной смены стратегии требуется дополнительная информация, в том числе и из нестандартных источников. Посему руководство Compex во главе с исполнительным директором Чен Муном начало не с демонстрации своих достижений, а с расспросов о российском компьютерном рынке, его нынешнем состоянии, тенденциях, перспективах тех или иных секторов и т. д.
Как нетрудно догадаться, взгляды журналистов на состояние и развитие рынка оказались прямо противоположными, что повергло хозяев в некоторое смятение. Единственное, в чем сошлись россияне - так это в том, что вразумительной статистики в стране не существует, и соответственно никаких достоверных цифр тоже. Подобному единодушию руководство Compex также не обрадовалось.
Вопросы о тенденциях российского рынка доктор Чен (так принято именовать главу компании) задавал не из праздного любопытства: Compex собирается внести существенные коррективы в свою стратегию работы на российском рынке. Сейчас она работает в России через дистрибьюторскую компанию "Роско", годовой оборот которой по продукции Compex составляет около 2,5 млн. долл. (весь оборот Compex - около 20 миллионов, так что наш рынок для нее весьма немаловажен). Чтобы добиться существенного увеличения объема продаж (на ближайшие годы запланирован ежегодный прирост в 70-80%), Compex собирается выйти на розничный рынок. Найден уже и партнер - компания CompuLink, имеющая достаточно широкую сеть специализированных компьютерных магазинов. Деталей соглашения с последней и планируемого распределения объемов продаж через старого и нового партнеров Чен раскрывать не стал, ограничившись дежурными комплиментами в оба адреса. Однако, похоже, розничный рынок в глазах руководства Compex даже более важен: в выставке Netcom'97 компания собирается участвовать через старого партнера, а на "Комтеке'98" - выставляться на стенде CompuLink. Похоже, поговорка "старый друг лучше новых двух" в Юго-Восточной Азии не очень популярна.
Compex продает весьма широкий спектр сетевых устройств - адаптеры для 10- и 100-мегабитных сетей, концентраторы, коммутирующие концентраторы и т. д. Основное внимание уделяется продуктам для Ethernet и Fast Ethernet, но есть изделия и для 100VG-AnyLAN.
Особое внимание было уделено новой разработке под кодовым названием Passage. Это устройство позволяет "распределять" единственный IP-адрес по двум с половинам сотням пользователей, что немаловажно в условиях нехватки телефонных номеров. Пока оно строжайше засекречено - нам даже отказались выдать копии только что показанных слайдов.
Российский, равно как и все остальные рынки, Compex собирается брать невысокой ценой, как заверил доктор Чен, и высоким качеством. Компания использует только проверенные комплектующие, сотрудники на сборочных линиях достаточно квалифицированные - на других линиях завода, обслуживающего Compex, собираются изделия Seagate и ряда других всемирно известных компаний. Вся готовая продукция подлежит тестированию.
После презентации состоялась экскурсия по лабораториям и производственным помещениям. Сборочные линии невелики, часть работы по сборке плат производится вручную; конвейер на некоторых участках тоже "ручной" - проделали все необходимые операции, и передали "полуфабрикат" соседке. Зато линия тестирования готовых изделий полностью автоматизирована и произвела солидное впечатление. Рабочий процесс в отделе программных разработок оказался еще менее зрелищным - задумчивые юноши чертили схемы, копались в технических описаниях продукции других компаний, просто размышляли. Лаборатория как лаборатория.
Что же касается "несовременных" сборочных линий, то, возможно, именно на таких конвейерах трудолюбивые сингапурские (малазийские, таиландские, китайские и др.) девушки и двигают вперед мировое компьютеростроение.
Canon - 60!
В начале сентября Canon отпраздновала свое шестидесятилетие. Похоже, Сингапур занимает очень важное место в жизни этой японской компании: по случаю праздника Canon Singapore подарила миллион долларов одному из двух городских университетов и устроила в одном из центральных городских отелей выставку своих достижений. На ней демонстрировались исторические продукты компании, каждый из которых был первым в своем классе в Японии или в мире: от первого японского фотоаппарата Kwanon (1934 год) и первого 10-разрядного калькулятора Canola 130 (1964) до первого импульсно-пузырькового принтера BJ-80 (1985) и фотосистемы APS (1996). Были, естественно, и новейшие разработки, из которых особенно запомнились 15-дюймовые цветные ферроэлектрические жидкокристаллические экраны с разрешением 1280х1024 и BJC-80 - первый компактный цветной струйный принтер, способный не только печатать, но и сканировать - и то и другое с хорошим качеством и приличной скоростью. Преобладали же на выставке, естественно, копиры, факсы и фототехника.
Creative тоже в поиске
Creative Technologies, пожалуй, самая известная сингапурская компания - как в мире, так и в городе-стране. Даже таксист, подвозивший меня в компании, знал не только о существовании фирмы, но и о том, что "у Creative серьезные проблемы с дисководами для компакт-дисков".
Контакт с Creative случился спонтанно, благо в это же время в Сингапур приехали руководители одного из ее российских дистрибьюторов - компании "Роско". Посему менеджеры Creative не подготовили даже каких-либо пресс-релизов о своих последних продуктах и достижениях, а организовать экскурсию на свои сборочные линии не смогли - не позволяют корпоративные правила, нарушать которые можно только по указанию высшего руководства.
О своих планах представители компании рассказали в самых общих словах, возможно ввиду отсутствия "санкции на разглашение". Основной упор делался на DVD-проигрыватели, вскользь упоминались колонки и игровые программы для Internet.
Со своей стороны, в Creative очень интересовались тенденциями российского компьютерного рынка, особенно развитием домашнего; отечественными сборщиками ПК; компьютерной прессой - тиражами, направленностью, каналами распространения.
Заверения, что фирма в России весьма известна, воспринимались как должное, при этом намеки на то, что "российский рынок крайне чувствителен к ценам", упорно игноририровались - в ответ в очередной раз рассказывали о том, что Creative - технологический и инновационный лидер отрасли, фактический стандарт и т. д. и т. п. Корпоративные правила - что тут попишешь.
Проявленный интерес Creative к России, возможно, связан с тем, что компания, ранее работавшая в нашей стране через немногочисленных дистрибьюторов, планирует наладить прямые контакты с российскими сборщиками. С этой целью на конец осени в страну намечен визит делегации из Creative. С одной стороны привлекают крупные производители, которые смогут за счет объема получить большие скидки на недешевую продукцию компании, но небезынтересны и небольшие фирмы, зачастую собирающие машины на заказ, а в таких случаях велика вероятность того, что "для дома для семьи" закажут компьютер из качественных комплектующих. Корпоративного мнения на этот счет пока нет, возможно оно появится во время визита в Россию, запланированного на конец осени.