владения (Total Cost of Ownership, TCO), разработанную Gartner Group - на тот момент для отдельного компьютера TCO составляла более 8000 долл.

Охваченный праведным гневом и горя желанием испробовать в деле новое ПО, я написал статью для InfoWorld. Она начиналась со слов: "Кого-нибудь еще раздражает Gartner Group?" - и заканчивалась следующим предложением: "В Миннесоте экспертом называют человека со слайдами, приехавшего с восточного побережья, так что успех Gartner Group обеспечен". Редактор отдела InfoWorld Opinions Рейчел Паркер добавила к моей статье довольно острый заголовок, и спустя несколько недель Gartner Group предложила мне, администратору сети, имеющей около 1000 узлов, принять участие в дебатах на ежегодном симпозиуме, где собиралось не менее 600 различных специалистов. Скромность не позволяет мне распространяться о результатах выступления. Отмечу только, что симпозиум прошел довольно весело и не оставил сомнений в том, что все его участники поняли меня правильно.

Неделю спустя начальник финансового отдела нашей компании, не знающий о моем новом амплуа, спросил меня, видел ли я статью в Wall Street Journal о том, что компьютеры на самом деле стоят больше 8000 долл. в год.

Многое изменилось с тех пор. Рейчел стала моим хорошим другом. Я регулярно пишу статьи для InfoWorld, а специализируюсь теперь в консультативной области. За это время выросли и оценки по методу TCO. Год назад я обещал представить альтернативу методу TCO, и с этой недели я начну выполнять свое обещание.

Альберт Эйнштейн однажды сказал, что для того, чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. Многие полагают, что Эйнштейн был весьма неглупым человеком, так что мы постараемся следовать его советам.

TCO отвечает на вопрос о суммарных затратах на использование компьютеров и локальных сетей в средней компании. Это абсолютно неверный вопрос - он "порочен" по двум различным причинам.

Во-первых, TCO измеряет стоимость. Это не слишком серьезный параметр. Важна не стоимость, а возможность избежать излишних затрат. Бизнесмены не тратят деньги, они их вкладывают. Вкладывают в зарплату, офисные площади, сырье и, естественно, персональные компьютеры и сети. Бизнесмены ожидают, что их инвестиции принесут большую прибыль, чем они смогли бы получить, скажем, положив эти деньги в банк.

Компании, по крайней мере компании сообразительные, просто так не снижают цен. Они снижают избыточные цены. Они снижают те цены, которые не приносят достаточной прибыли, точно так же, как вы продаете акции, не приносящие дохода. И еще они ищут пути снижения себестоимости, так же как вы ищите магазины, торгующие со скидкой.

Вторая проблема с TCO менее очевидна. Компьютеры и сети представляют собой инструменты для выполнения совершенно разнообразных задач. TCO объединяет в себе стоимость некоторых, но определенно не всех, процессов из трех абсолютно разных категорий:

  • Повышение производительности собственного труда: вы используете компьютер для написания заметок, писем и отчетов, разработки финансовых моделей, проведения исследований и ведения документооборота;
  • Связь: компьютер задействуется для обмена информацией с людьми внутри и вне вашей компании;
  • Базовые производственные процессы: персональные компьютеры и сети являются частью вычислительной структуры, в которой работают производственные системы. Эти системы определяют работу многих сотрудников.

    Однако если сложить стоимость этих трех компонентов - вы не получите никакой полезной информации. Это просто число.


    Боб Льюис - консультант корпорации Perot Systems. Его электронный адрес: robert.lewis@ps.net.

    Электронная коммерция: прогнозы и блеф

    Говард Андерсон

    Недавно я вернулся из поездки по интернациональным компаниям. Я получил задание разобраться, к чему пришла и куда, по всей вероятности, направляется электронная коммерция. Везде, где я побывал, на меня обрушивали такой шквал неверной информации, что казалось, будто тут не обошлось без ЦРУ. Эту вводящую в заблуждение информацию пустили в оборот не сами глобальные компании - ее первоисточником являются старые добрые Штаты.

    Да, я убежден, что Internet будет признана важнейшим технологическим достижением со времен открытия полупроводников, и что торговля в Internet приобретет колоссальные масштабы. Но я знаю также, что разочарование, верный спутник несбывшихся надежд, замедлит ее развитие.

    Нужны примеры?

    Сегодня рынок музыкальных произведений, распространяемых по Internet, оценивается в 20 млн. долл. Даже крупнейшей в этой отрасли компании придется напрячь все силы, чтобы продать продукции на 6 млн. долл. и избежать убытков. Тем не менее эксперты считают, что доход, полученный музыкальной индустрией в Internet к 2000 году, будет предположительно составлять 1,8 млрд. долл. И это говорят знатоки?

    Где же их подводит логика? Они ссылаются на Короля музыки, который недавно заявил, что впредь его новые творения можно будет слушать только по Internet или по платным телефонным каналам. При всем уважении к Королю, единственному из крупнейших музыкантов презревшему компании звукозаписи и розничные лавки, я считаю, что день, когда мы начнем прислушиваться к подобным советам, еще не наступил. Я не в состоянии принять ложное заключение, будто вскоре 10% всех покупаемых музыкальных изданий будет доходить до нас по проводам.

    Прогнозируемые объемы продаж по Internet, которые якобы составят к 2000 году 222 млрд. долл., покажутся вам соблазнительными, если вы преследуете тайную цель (например, привлечение венчурного капитала). Но пеняйте на себя, если вздумаете положиться на эти цифры при составлении бизнес-плана. Ход рассуждений выглядит примерно так: в 1980 году в мире было 1 млн. ПК; к 1995 году их число достигло 150 млн. Сегодня таких компьютеров уже 222 млн. В 1995 году к Internet были подключены 1 млн. человек; ожидается, что к 2000 году их будет уже 150 млн. Следовательно, три года истории ПК эквивалентны одному году развития Internet.

    Если в этом - ключевом - году объем продаж по Internet составит 10 млрд. долл., то разве не подсказывает простая логика, что этот рынок возрастет до 220 млрд. долл., когда число ПК, пригодных для работы в Internet, достигнет 220 млн.? Однако простые экстраполяции всегда ведут к беде.

    Большие числа таят в себе ловушку: если взять за исходное значение "приемлемо" малую долю большого числа, то получится логически правильное, но по существу неверное решение. Если со среднего подключенного к Internet ПК совершаются в год платежи на сумму 1000 долл., то неужели вы думаете, что вполне достаточно умножить эту константу на число ПК, которые будут подключены к Internet в каком-то году в будущем, чтобы получить объем торговли в Internet в этом году?

    Что ж, давайте разберемся. Электронная торговля будет вестись в трех формах, и путать их не следует. Во-первых, это старый надежный электронный обмен данными (EDI). EDI существует 25 лет, столько же, сколько электронная почта и Internet. Главное достоинство этой технологии в том, что она уже работает. В текущем году на программные средства EDI, трансляторы, сети с добавленными услугами и интеграционные услуги будет израсходовано 850 млн. долл. Следовательно, ожидается рост рынка средств EDI на 20%.

    Со временем EDI переместится в Internet, и такие компании, как GE, с этой целью создают совместные предприятия с Netscape. Вторая форма электронной коммерции - EDI по Internet - только зарождается.

    Третью же форму - электронные продажи потребителям по Сети или коммерция в Internet - взяли на вооружение такие проницательные новообразованные компании, как Amazon.com и Virtual Vineyards, а также фирмы, уже утвердившиеся на рынке, например Dell, которая продает по Сети ПК на 1 млн. долл. в год.

    Да, у электронной коммерции, в особенности у коммерции в Internet, есть перспективы. Однако слишком многие играют с цифрами, выдавая возможное за действительное.

    Будем честны. Мы не знаем в точности, каких масштабов достигнет рынок коммерции в Internet. Можно взять за основу разумные предположения о числе устройств, пригодных для работы в Internet, имеющихся в Сети ресурсах и возможностях подключения, - и спрогнозировать совершенно несуразные величины, превышающие валовой национальный продукт половины всех развитых стран.

    Отлаженный механизм нагнетания ажиотажа работает безостановочно. Я знаю с полдюжины компаний, которые бросились создавать Internet-киоски для аэропортов, ухватившись за некую фразу из книги Билла Гейтса. Вспомните также, как в 80-е годы ряд фирм начал строить корабли для сбора "магниевых конкреций" со дна океана, поскольку Говард Хьюз, как предполагалось, именно для этих целей построил суда Glomar Pilot и Glomar Explorer. Неподражаемый Хьюз использовал эту выдумку, дабы скрыть свои истинные цели; у него был контракт с ЦРУ на подъем затонувшей советской подводной лодки. Однако эпигоны Хьюза всерьез приняли легенду.

    Минутку! Поскольку дезинформацию о магниевых конкрециях распространяло ЦРУ, а дезинформация о коммерции в Internet также смахивает на дело рук этой достославной организации, не думаете ли вы...


    Говард Андерсон - учредитель и президент консультационной компании The Yankee Group. Его адрес в Internet: handerson@yankeegroup.com.