Когда все компьютеры соединены друг с другом и сотрудники предприятия целиком зависят от сети, руководство должно настаивать на усилении средств централизованного управления ради сокращения затрат и скорейшего получения результатов.
Некоторые должностные лица уже получили несколько неприятных уроков относительно общей стоимости обработки информации.
В их ряду известная проблема смены тысячелетия. Сотрудники управленческих структур поняли, что ужесточение дисциплины ведет к снижению общей стоимости применения персональных компьютеров. Если современные оценки, предполагающие ежегодную экономию в 4000 долл. с каждого компьютера, хотя бы частично верны, руководителям предприятий, на которых установлено 200 млн. ПК, стоит задуматься о том, кто занимается администраторской деятельностью.
Нам есть еще чему поучиться. Сегодня компании расплачиваются за переход с недавно установленных систем клиент-сервер на предположительно более быстрые и дешевые Internet-решения.
Слепое увлечение Internet долго не продлится. Потеря контроля за данными, несовместимые приложения и угроза нарушения безопасности мало-помалу подорвут веру в Internet как в чудодейственное средство управления информацией. Миллиарды долларов, потраченные на Web-страницы и организацию Internet-предприятий, в конечном счете уйдут впустую.
Эти дорогостоящие уроки не очень-то вдохновляют руководителей предприятий. Рано или поздно они зададутся вопросом, почему столько технических проектов прекратили свое существование на стадии реализации. Почему сотрудники информационных служб выкидывают деньги на ветер, отказываясь от инвестиций в аппаратное и программное обеспечение, а также обучая специалистов после выхода нового поколения компьютерных технологий.
Стратегии-однодневки и метод "построили-выкинули" становятся неприемлемой роскошью. Прошлогодние затраты на информационные технологии в 3110 крупнейших американских компаниях сравнялись с их суммарным годовым доходом. У предприятий больше нет денег на замену систем, унаследованных еще от предыдущих циклов развития компьютерных технологий.
Негативная реакция на бесполезные затраты отразится на формировании грядущих технологий. Ради надежных прибылей руководство предприятий будет настаивать на централизованном контроле за всеми будущими инвестициями в информационные технологии.
Приближение эры сетевых компьютеров
Необходимость контроля за приложениями, данными и безопасностью приведут к так называемому господству сетевых компьютеров. Я вовсе не утверждаю, что начнется время, когда в качестве клиентов будут использоваться исключительно сетевые компьютеры. Наличие сети предполагает, что все вычислительные машины являются ни чем иным, как периферийными устройствами, которые управляются, настраиваются, поддерживаются, диагностируются, восстанавливаются, модернизируются и защищаются от постороннего вмешательства с централизованно администрируемых узлов. Такая практика управления должна опираться на стандарты, обеспечивающие высокую степень надежности, быстрое реагирование и безопасность.
Кроме того, сеть позволяет проводить централизованный анализ эффективности работы и исправлять стратегии под управлением опытных профессионалов вместо импровизированных дилетантских действий на местах.
Ни одна отдельно взятая платформа или операционная система не сможет стать воплощением этой эры. Благодаря появлению общих систем машинных кодов, языков программирования и стандартов, любое приложение будет выполняться на любом микропроцессоре. "Чистый" Java, платформенно-независимая обработка, универсальное сетевое взаимодействие и принцип "однажды написано - запускается везде" являются свидетельством того, что технологии "открытых систем" наконец воплотятся в реальность.
Экономическая модель сетевой обработки информации также будет отличаться от современной. Внимание поставщиков оборудования, консультантов и руководителей информационных служб предприятий практически полностью сконцентрировано на затратах на информационные технологии, которые выражаются суммами, указанными в бюджете ИТ. Это неправильно. При анализе общих затрат на использование компьютеров оказывается, что большую часть расходов, влияющих на производительность труда, составляют эксплуатационные издержки, а не вложения в ИТ. Новая экономическая модель должна охватывать все расходы на обработку информации, включая затраты пользователей и выигрыш за счет повышения производительности их труда.
Давние споры о том, что лучше - централизованное или децентрализованное администрирование, иными словами, кто должен распоряжаться оборудованием - информационная служба или конечные пользователи, не утихнут даже тогда, когда быстродействие карманных компьютеров достигнет уровня мэйнфреймов.
Принципиально важно и то, кто именно будет заниматься политикой контроля за сетью. Роль руководителя информационной службы в этом деле проблематична. Есть все основания утверждать, что технические сложности, экономические аспекты и недостаток способностей приведут к необходимости перепоручать большую часть задач сетевого администрирования в третьи руки. Однако руководители информационных служб могут быть уверены, что в руках подрядчика не окажется слишком сильное оружие. Иначе партнерское соглашение может превратиться в ловушку.
Роль информационной службы
Чтобы справиться с новым технологическим циклом, руководители инфоpмационных служб должны выполнять работу, выходящую за рамки простого администрирования сетевых ресурсов. Им придется принять, как факт, что при взаимодействии миллиардов недорогих устройств потребность в увеличении производительности возрастет, а жесткая конкуренция на мировом рынке не позволяет никому остаться в стороне от борьбы за "место под солнцем".
Обязанности руководителя информационной службы не будут ограничиваться управлением обработкой данных. С началом новой эры в его компетенции будут находиться все производственные процессы, связанные с информацией. Сюда войдут не только вопросы автоматизации деловых операций, но и большая часть проблем с обработкой информации и координацией действий.
В мире сетевых компьютеров руководители инфоpмационных служб должны ценить и заботиться обо всех наиболее важных и дорогостоящих компонентах деятельности предприятия, таких как данные, производственные процессы, поток работ, повышение квалификации сотрудников и защита интеллектуальной собственности.
Свойственному людям расточительству по отношению к вычислительным ресурсам наконец-то приходит конец. Долговременные экономические преимущества и технологические затраты с расчетом на будущее станут понятиями, определяющими политику компании. Когда это произойдет, сторонники централизованного управления заявят о себе вновь.
В новой книге Страссмана "Расточительный компьютер" (The Squandered Computer), выпущенной в 1997 году издательством The Information Economics Press, утверждается, что в ближайшее время больше внимания будет уделяться не ежегодным расходам на обработку информации, а проектам с ощутимой и долговременной экономической отдачей.