to Know in Business I Learned at Microsoft"), вы не откроете для себя новых секретов достижения успеха в бизнесе. Скорее "стратегии, которые помогут вам преуспеть" (именно так обещано в подзаголовке), представляет собой обзор основных современных экономических понятий и концепций. Литература по данному вопросу в изобилии представлена в соответствующих секциях любого книжного магазина.
Однако масштабы успеха Microsoft придают книге с подобным названием совершенно особое значение. Издатели книги отлично знают, что любой бизнесмен мечтает повторить взлет Microsoft - следовательно, можно рассчитывать на то, что деловые люди заинтересуются данной книгой, ведь именно в ней, судя по названию, и отражены причины такого взлета. И действительно, автор заявляет, что сумела шестикратно увеличить свой гонорар, умело проведя борьбу за право издания. Книга уже переведена на немецкий, голландский, китайский, японский, корейский и испанский языки.
Читателям не придется штудировать множество скучных и вызывающих раздражение параграфов на тему "не делайте так". Буквально излучающая оптимизм книга под стать своему автору - Джулии Бик, которая изо всех сил стремится предстать перед читателями педантичной, интеллигентной, и прежде всего абсолютно лояльной по отношению к Microsoft. Во всяком случае, на деловом завтраке, состоявшемся в Редмонде, Бик скорее уязвило, чем позабавило шутливое замечание официанта по поводу лежавшей на столе книги и описанной в ней "империи зла".
Книга пестрит рассказами о том, как Microsoft претворяет в жизнь разумные идеи (в частности, внимательно выслушивая пожелания клиентов и стараясь оценивать ситуацию с позиции своих конкурентов). Возможно, в некоторых случаях дело доходит до крайностей, но, как правило, реализация этих идей происходит весьма эффективно, ведь основным критерием правильности решений можно считать безусловное лидерство в программной индустрии.
Конечно, подробное описание работы команды SWOT в Microsoft вызывает чувство нездоровой зависти и наталкивает на мысль о том, что если кому-то удается просчитать шаги конкурентов, то почему бы и тебе не проделать то же самое. Прибегая к детальному анализу, проводимому по принципу "думай как твои конкуренты" (аббревиатура SWOT - strengths, weaknesses, opportunities, threats - расшифровывается как "сила, слабость, возможности, угрозы"), сотрудники Microsoft используют все возможные методы для того, чтобы попытаться разгадать планы своих конкурентов и параметры их перспективных продуктов. Надо отметить, что часто прогнозы значительно опережают реальные возможности конкурентов. "Затеи Microsoft не только не позволяют почивать на лаврах, но зачастую заставляют усомниться в здравом уме их авторов. Трудно поверить в то, что подобные темпы возможны, но это - реальность", - отметила Бик, которая за пять лет работы в компании занимала должности менеджера по продуктам Word и Office, а также руководителя группы в подразделении по связям с клиентами.
По мнению Бик, Microsoft "безоговорочно нацелена на успех". В то же время автор стремится показать, что в компании не только тщательно анализируют ошибки, но и признают их: "Они заставляют вас идти на ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает".
Бик пришла в Microsoft, не имея никакого экономического образования. Поэтому в первую очередь она знакомит читателя с азами, раскрывая приемы, которые можно сформулировать в виде кратких советов: "управляй предприятием", "делай свое дело", "будь хорошим руководителем", "вырабатывай коммуникабельность", "будь хозяином своей карьеры".
В книге описывается процесс набора новых сотрудников, который, помимо всего прочего, включает в себя изматывающую череду собеседований. При помощи особой методики постановки вопросов, требующих выдачи немедленного решения, Microsoft удалось собрать команду очень квалифицированных специалистов. Суть этой методики состоит в том, что преимущество получают те, кто отвечает точно так же, как ответили бы авторы вопросов. Бик соглашается с тем, что данная политика направлена на "прием на работу людей, мыслящих так же, как вы". Однако в результате со временем компания может испытать недостаток в генераторах идей и столкнуться с отсутствием различных подходов к решению задачи.
Еще одной неотъемлемой частью корпоративной культуры Microsoft является наличие большого количества трудоголиков. Бик несколько иронично говорит о том, в каких пропорциях распределяется время на работу и личную жизнь. А "Десять способов балансирования между работой и остальной жизнью" выглядят уже серьезным предостережением. "В действительности большинство сотрудников Microsoft не могут справиться с этой задачей. Microsoft способна поглотить все ваше время и энергию".
"Руководство стремится всячески поддерживать такую организацию труда, - отмечает Бик, - хотя в результате компания потеряла немало очень талантливых людей". В их число входит и сама Бик. Она оставила Microsoft из-за того, что в течение года ей и ее мужу, отвечавшему за выпуск Windows 95, приходилось тратить время на сторонние дела, начиная от поездок за границу и заканчивая добровольными посещениями госпиталя. Затем муж занял пост редактора электронного журнала поддержки пользователей, а Джулия родила ребенка. После этого она почувствовала, что "двое родителей, работающих в Microsoft, - это слишком тяжело".
Впрочем, для квалифицированных сотрудников на задворках империи не все так печально. На вопрос о том, какое влияние оказывает корпоративная культура на подразделения Microsoft за границей, Бик ответила: "За рубежом от людей не требуют такой работоспособности".
Половину дохода от продажи книги Бик собирается передать в благотворительный Фонд доступа к технологиям. Это позволит детям Сиэттла познакомиться с компьютером и приобрести основные навыки работы на нем. Книга Джулии Бик вышла в издательстве Simon&Schuster.
Последние кадровые перестановки в московском компьютерном мире наводят на мысль, что издания, подобные этому, могли бы привлечь внимание и у нашего читателя. Скажем, как интересно выглядела бы книга под названием "Тому, что мне понадобится в Microsoft, я научился в IBS".