Научный редактор Computerworld Россия Игорь Левшин беседует с менеджером по маркетингу европейского отделения компании Informix Биллом Эвансом.
Давайте начнем с ситуации в мире. В чем специфика Европы, в чем - Восточной Европой, в чем - России. Я, конечно, имею в виду перспективы Informix.
Между Америкой и Европой разница в том, что в Америке гораздо больше, чем в Европе интересуются новейшими технологиями. Американцам, по-моему, просто нравиться покупать новые технологии, не слишком задумываясь о том, как их применить в бизнесе. В Европе же не покупают технологию ради самой технологии. Им нужно решение для бизнеса, основанное на этих технологиях. Теперь о разнице между Восточной и Западной Европой. Некоторые части Восточной Европы как бы пропустили целые компьютерные поколения. Мэйнфреймы играли большую роль. В какой-то степени это относится и к России. Я работал в свое время в ICL и знаю, что в 70-х в России у ICL были очень неплохие позиции. В целом в Восточной Европе открытые системы запоздали. Зато теперь у этого региона есть возможность "перескочить через поколение" и осваивать самые современные технологии. И здесь, действительно, ими очень интересуются.
В России я первый раз, но внимательно изучал положение дел в этой стране, собирая информацию, которая была доступна. Классический пример - русские первыми запустили космический корабль. Для того чтобы запустить одного человека в космос, пришлось задействовать огромное количество передовой техники. С моей точки зрения, стране нужна не просто технология в больших количествах, а технология возможно более эффективная.
Я уверен в том, что наиболее важная для нас отрасль экономики России - организация бизнеса. Банковское дело в России играет гораздо большую роль, чем в большинстве стран Европы, оно составляет основу экономики. За ним следует: производство, телекоммуникации. Во многих странах Восточной Европы положение с телекоммуникациями лучше, чем в России. Один из примеров - Венгрия. Раньше там просто нельзя было найти работающий телефон, но за 5 лет положение радикально изменилось. И в России все должно измениться. Сейчас появляются возможности для новых телекоммуникационных сервисов, распространяется Internet-телефония, требуются новые биллинговые системы. В конце концов эти технологические новшества трансформируются в реальные удобства для населения. Очень быстро развиваются техника видекоммуникаций. Пока это еще ранний этап, но изменения происходят стремительно.
И как варьируется стратегия Informix в соответствии с этими различиями?
За прошлый год обороты в Европе и Америке у Informix были примерно одинаковы - что-то около 43% от общих продаж. Если говорить только о новых технологиях, т. е. об Universal Server, то Америка здесь чуть впереди, но многие организации в Европе успешно используют новые возможности этого сервера, например в Лондоне Музей Естественной Истории применяет его для каталогизации своих экспонатов. В его базе данных 65 млн. записей, есть и текстовая, и мультимедийная информации - скажем изображения насекомых. Думаете, это просто, оцифровывать насекомых? Динозавров, впрочем, тоже непросто. Но они все это закаталогизировали и выложили на Web, чтобы каждый мог посмотреть. Это, кстати, отнюдь не единственный музей, где есть Universal Server, его например, использует Смитсонианский Институт в США. Другой удачный пример - всем известная англо-итальянская компания Benetton, они применяют наш Universal Server для работы с 3-мерными моделями автомобилей. В США есть компания Pro Sports, которая поставляет спортивное оборудование. Они работают с Universal Server через Internet.
А в Восточной Европе?
Для нас три важнейшие страны Восточной Европы - это Россия, точнее сказать, страны СНГ, а также Чехия и Польша - здесь у нас много заказчиков, особенно в банковском деле и в правительственно-общественных структурах. В этих странах примерно одинаковый уровень развития информационных технологий, и вообще у них много общих черт.
Относительная доля ваших доходов от правительственных организаций в общем объеме ваших продаж в Восточной Европе больше, чем на Западе, или они примерно равны?
Она заметно больше. Так сложилось исторически. Но это сложная динамика. Когда западные гиганты движутся на Восток, они несут с собой технологии, которыми пользовались по всему миру. Это приводит к глобализации, к ней мы относимся очень осторожно, потому что она часто перерастает в американизацию. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Надо вовремя понять местную специфику и приспособиться к ней. В то же время есть компании, которые по всему миру действуют практически одинаково, у нас хорошие перспективы работы с ними в новых странах, потому что им нужны мощные надежные системы.
Любят ли в России покупать самые современные, дорогие системы?
На мой взгляд, здесь не стремятся купить последние версии продуктов. Главное требование - надежность и производительность. Здесь очень большая потребность в системах с большим количеством пользователей. Для России лучше всего подходит не Universal Server, а OnLine Dynamic Server - наш ключевой продукт, рассчитанный на многие тысячи пользователей. Видимо, должно пройти какое-то время, чтобы заказчики присмотрелись к работе новых серверов, купленных кем-то другим.
Какова сейчас пропорция в поставках ваших продуктов для различных платформ?
Informix с самого начала ориентировался на Unix. Мы не трогали большие ОС для мэйнфреймов. В определенный момент мы отказались от планов разработок для Novell и OS/2. Unix и NT для нас одинаково важны. Другие ОС для нас не представляют интереса. Это ставит нас в двусмысленное положение по отношению к Microsoft, потому что SQL Server - конкурент наших продуктов, но с другой стороны, нам необходимы партнерские отношения с Microsoft для разработок под Windows NT. Единственный выход из этого положения - делать продукты под NT лучше, чем Microsoft. И это нам удается. Наши серверы производительнее и лучше масштабируются. Я рассчитываю на то, что Windows NT будет продвигаться вверх, в сторону более мощных машин, так как вместе с ними вверх будет продвигаться Informix, а вот продвинется ли туда MS SQL-Server - это еще вопрос.
Вы уверены в быстром продвижении Windows NT вверх?
Совершенно уверен, несмотря на то что у них сейчас возникают проблемы с кластеризацией Wolfpack: все происходит не так быстро, как они рассчитывали. Но это естественно. Прекрасный пример - Ashton-Tate с их настольными базами данных dBase. У них не было проблем, пока это была база данных для ПК, а как только они попытались перейти к многопользовательским базам данных, то поняли, что этот шаг невероятно сложен. То же самое происходит и у Microsoft с кластеризацией. Переход к кластерным технологиям - огромный скачок. Поэтому и SQL Server будет непросто захватить корпоративный рынок, где мы чувствуем себя прекрасно.
Ваши последние версии для Windows NT вышли совсем недавно, не так ли?
Да, Universal Server для Windows NT доступен уже начиная со 2-го квартала этого года.
А есть ли в России потребность в таких мощных продуктах, как Extended Parallel Server?
Трудно сказать. Этот сервер нужен в основном для работы с большими складами данных. Пока у меня впечатление, что Россия в этой области отстает от Западной Европы. У Запада есть фора в два года, зато Россия может учиться на чужих ошибках, а не на собственных. Когда на Западе начали разворачивать склады данных, сложности преобразования данных сильно недооценили. Начали разрабатывать огромные склады, в которые пытались поместить все что можно, вместо того чтобы делать киоски данных для конкретной задачи. Если в России это учтут, если быстро пройдут обучение и освоят западный опыт, эта страна может догнать Запад довольно быстро, и тогда наш Extended Parallel Server, возможно, очень пригодится, так как он оптимизирован для параллельной обработки запросов.
Но ведь по всему миру продажа этого продукта тоже составляет лишь небольшую часть вашего бизнеса?
Конечно. Основные продажи - это On-Line Dynamic Server версии 7.2. Мы намерены развивать все наши будущие продукты, используя технологии Extended Parallel Server как базовые, но не собираемся с этим торопиться, как мы торопились с Universal Server. Должно пройти какое-то время.
Вы удовлетворены результатами продаж Universal Server?
Совершенно удовлетворен. Сейчас им пользуется примерно 1200 клиентов. Для совершенно нового продукта, который около полугода назад появился на рынке, это очень хороший показатель. Ведь многие организации вообще не воспринимают ничего нового, говорят, "мы даже смотреть не хотим".
Многие считают даже, что это слишком новый продукт. Бета-тестирование было очень коротким.
Это трудно отрицать. У нас вообще была непростая цель. Мы объявили, что объединим два продукта в один в течение 10 месяцев. Это само по себе очень сложно, все говорили, что даже попросту невозможно, но мы это сделали. А то, что бета-тестирование в таких условиях было коротким - это естественно. Тем не менее все получилось. Но мы-то были уверены, что все получится: прежде всего потому, что и Illustra, и Dynamic Scalable Architecture (DSA) - оба детища Майкла Стоунбрейкера, и ведет свою родословную от СУБД Postgress. Мы работали над расширениями DSA, а команда из Illustra - над тем, чтобы сделать свой продукт более масштабируемым. Мы двигались навстречу друг другу и знали друг друга.
Вы считаете, что Illustra уже достаточно заинтегрирована в Universal Server или процесс интеграции будет продолжаться, и мы станем свидетелями следующего приближения?
Остались некоторые не слишком существенные вещи, касающиеся возможностей, которые есть в Illustra, но пока не включены в Universal Server. Но главное, наверное, в другом. Большинство наших пользователей работает с OnLine Dynamic Server. Переход с OnLine Dynamic Server на Universal Server происходит без проблем - в приложении ничего не надо менять. Поэтому клиент, если его пока не интересуют новые возможности Universal Server, может начинать с покупки OnLine Dynamic Server, а потом, когда придет время, переходить на Universal Server. Может быть, мы слишком увлеклись технологией самой по себе и старались подтолкнуть клиентов к скорейшей покупке Universal Server. Этот процесс должен быть постепенным.
Критики часто говорят про ваш Universal Server, что раз вы привлекаете третьи фирмы для разработки модулей DataBlade, раз вы открыли им СУБД, это может привести к непредсказуемым последствиям.
Об этом много говорят и сейчас можно сказать что-то определенное. Модуль может работать в разных режимах. Во-первых, в адресном пространстве вне адресного пространства ядра СУБД, в этом случае повредить базу невозможно, но производительность относительно низкая. Чтобы поднять производительность, модуль должен работать в ядре. У нас есть процедура сертификации модулей. Сначала все они тестируются вне ядра, и только потом мы встраиваем его в ядро. Я считаю, что модули будут совершенно безопасно работать внутри ядра, потому что так происходит, например, в Illustra, и полторы тысячи ее пользователей ни разу не пожаловались на то, что СУБД повреждена.
Несмотря на то что внутри СУБД модули будут работать наиболее быстро и, в общем, безопасно, мне кажется, большинство пойдет другим путем - будет использовать Java: приложения Java исполняются виртуальной машиной, там нет возможности явно задавать указатели. Код Java можно смело запускать внутри СУБД, она не повредит ядро. Я уверен, что у Java большое будущее вне Internet, не говоря уже об Internet-приложениях.
Но Java работает относительно медленно...
Java будет работать быстрее. В 80-х говорили, что реляционные базы данных не выйдут из лабораторий из-за низкой производительности. По-настоящему радикальное увеличение производительности произойдет с распространением Java-процессоров.
Какая атмосфера сейчас в Informix, как взаимодействуют сотрудники Стоунбрейкера с "основным" составом?
Атмосфера сейчас прекрасная. Она вызывала некоторое беспокойство до середины прошлого года, когда наблюдалось, в некотором смысле, противостояние Illustra и OnLine Dynamic Server, на которое Вы, очевидно, намекаете. Я был на множестве совещаний и не разу не наблюдал никаких трений между Стоунбрейкером и Серенго. Майкл Стоунбрейкер - человек академического склада, технический провидец, а Майкл Серенго - напротив, практик. Им нечего делить.