: они знали, что в области информационных технологий происходят решающие изменения, но совершенно не понимали, как это должно отразиться на их деятельности.
К примеру, глава крупного предприятия по выпуску предметов потребления недавно рассказал мне, что его заместитель по информационным системам попросил выделить 10 млн. долл., "желая подготовить компанию к наступлению цифрового века". Мой собеседник пытался понять, действительно ли ему так уж необходимо расстаться с этими деньгами.
Что бы Вы, как специалист, посоветовали руководителю, не имеющему представления о том, что происходит в мире компьютерных технологий?
Во-первых, человек, занимающий подобную должность, просто обязан знать, что наиболее значительное достижение за последние годы - это повсеместное распространение компьютерных технологий, широкое внедрение и доступность технологий коммуникаций (сегодня очень часто принимающих "форму" Internet) - означает, что его компанию неизбежно ждут серьезные изменения.
Объясняя все это, избегайте, по возможности, технических терминов. Руководители не любят слушать о пропускной способности, маршрутизаторах, браузерах и оцифровке. Двухминутная беседа на подобном жаргоне может до смерти утомить их. Они хотят знать лишь одно - каков будет экономический эффект.
Но что если ваш собеседник совершенно не верит ни в опутанный Сетью мир, ни в идею электронной коммерции? Он не раз читал в прессе о том, что компаний, пытавшихся делать деньги по электронным каналам, ждала неудача.
В этом случае ваш аргумент - статистика: по прогнозу Jupiter Communications, в течение трех ближайших лет число американских семей, подключенных к Internet, возрастет с 15 до 36 млн. (другими словами, составит более одной трети от общего их количества). За тот же период число компаний в Соединенных Штатах, подключенных к Сети, увеличится с 40 тыс. до 380 тыс., сообщает Forrester Research. По данным IDC, число взрослых граждан США, имеющих доступ к коммерческим интерактивным службам, превысило 45%. И если ранее приобретения по Internet в основном делали мужчины, то сейчас 60% таких покупателей - женщины, сообщает Internet Shopping Directory. Все это свидетельствует о повсеместном распространении технологии.
Что же руководитель должен знать о влиянии технологий на работу его компании?
Во-первых, он должен понять, что внедрение технологий способствует сокращению временных затрат. Компании должны будут быстрее реагировать на запросы заказчиков, оперативнее предоставлять товары и услуги. Тот, кто привык делать покупки по электронным каналам, не станет ждать, пока поставщик получит товар, - он просто найдет себе другого. Компаниям следует также брать в расчет ускорение процесса устаревания продуктов, поскольку сроки разработки последних также будут сокращаться. Феномен Sony - неустанное обновление продукции, станет правилом.
Во-вторых, напомните вашему собеседнику, что клиент является движущей силой рынка. Совсем скоро электронные "аукционы" в реальном времени станут общепринятой практикой. С автомобилями в Internet это уже происходит. Заказчик просто указывает, что ему нужно, а его электронный "посредник" находит требуемое с учетом, разумеется, цены.
В-третьих, внедрение электронного способа покупки и поиска работы означает, что компании полностью лишаться возможности контролировать личность. В частности, возможность электронного поиска работы способствует развитию новой системы культурных ценностей в технологических компаниях, и повышается текучесть кадров. Со временем этот феномен распространится и на другие отрасли промышленности. Нельзя сбрасывать со счетов и такое важное явление, как безработица.
Все это руководителям будет действительно сложно осознать. Нелегко представить себе мир, в котором на первом месте стоят интересы личности, особенно если вы привыкли к командно-административной среде, где на рынке господствует производитель. Мой вам совет - не стоит чересчур восторгаться цифровыми технологиями. Мудрый руководитель рано или поздно сам поймет, что нам суждено жить в мире, где информационные технологии занимают очень важное место.
Недавно я еще раз убедился в этом, когда чересчур усердно проповедовал одному человеку идею "подготовки к будущему". Мой собеседник спросил, стоит ли ему брать билет на самолет до дома или я смогу "переслать" его в Цинциннати, как в сериале Star Trek. Так я лишний раз получил подтверждение того, что, рассказывая руководителям о технологиях, надо следить за тем, чтобы не переборщить. В конце концов, далеко не все пока еще чувствуют себя в киберкафе как дома.
Джим Чампи - глава консультационного отдела компании Perot Systems. Его адрес электронной почты - jimchampy@ps.net.
Куда девать излишки?
Дэвид МошеллаПодобно арабским нефтяным государствам конца 70-х, Microsoft владеет капиталом, излишки которого она не знает куда деть. Его размер сейчас достиг 9 млрд. долл. и продолжает быстро расти.
Поскольку в развитие существующих программных продуктов можно вложить лишь ограниченный объем денежных средств, выход Microsoft в новые сферы информационных технологий неизбежен. В конце концов, было бы печально, если бы Билл Гейтс потратил огромные дивиденды корпорации на постройку гостиниц или создание гольф-клубов.
В последние несколько лет Microsoft осваивала новые территории, реализуя проекты Microsoft Network, MSNBC и WebTV, а совсем недавно она инвестировала 1 млрд. долл. в четвертого по величине в Америке оператора кабельного телевидения ComCast. Кроме того, Билл Гейтс лично владеет пакетами акций Teledesic, Corbis и других компаний. Очевидно, что ни первая, ни вторая половина названия "Microsoft" сейчас совершенно не соответствует действительности. Оно становится таким же анахронизмом, как "International Business Machines" и "National Cash Register". Возможно, когда-нибудь Microsoft станет просто "MS".
Без сомнения, можно провести и другие, более очевидные, параллели с IBM. В период с 1978 по 1984 года, на вершине своего могущества, IBM тоже утопала в деньгах. Она создала Satellite Business System, приобрела Rolm, купила долю акций MCI и молодой Intel, основала IBM Information Network и IBM Credit и щедро поощряла многочисленных независимых производителей программного обеспечения.
Несмотря на благоговейное отношение к этой деятельности представителей остальной части отрасли, результат оказался не таким уж и блестящим. Ни безраздельное владение одним сегментом рынка, ни безразмерный капитал не помогли IBM добиться успеха в других областях. История показывает, что если Microsoft хочет завладеть сегментами рынка информационных технологий, не связанными с программными продуктами, ей придется завоевывать их один за одним, преодолевая конкуренцию со стороны таких гигантов, как AT&T, Time Warner, Viacom и других.
От такой конкуренции выиграют все. Независимо от того, насколько своекорыстными кажутся нам мотивы Microsoft и Intel, их действия так или иначе двигают развитие информационных технологий. Их сегодняшние крупномасштабные инвестиции расширяют горизонты компьютерной индустрии в таких областях, как высокоскоростная связь, интерактивное информационное наполнение, цифровое вещание и интеграция ПК-ТВ. Все это - рискованные и дорогие проекты, которые нуждаются в производителях-лидерах.
Философы XVIII в. называли "просвещенными деспотами" тех монархов, которые, располагая абсолютной властью, пытались использовать ее в благих целях, способствуя тем самым развитию общества. Возможно, цели Билла Гейтса и далеки от "благих", но мало кто, кроме него, настолько просвещен в вопросах потенциала цифровых технологий и беззаветно предан делу их развития. Вряд ли Гейтс будет бездумно тратить деньги на что-то еще.
Другой вопрос, окупятся ли эти вложения? Как мы знаем, и арабский денежный дождь, и безграничная власть IBM незаметно остались в прошлом. Излишки денежных средств принесли выгоду и им, и другим в равной степени. В последующих своих статьях я буду доказывать, что могущество Microsoft в области программных продуктов еще более возрастет, но ее влияние на рынках телекоммуникаций, вещания и сетевых услуг, скорее всего, останется умеренным. Излишки должны на что-то уйти.
Дэвид Мошелла - старший вице-президент Computerworld по исследованиям. Его адрес в Internet - david_moschella@cw.com.