Именно проблемам наполнения российского Internet и был посвящен прошедший 26 июня очередной семинар Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ). На этот семинар были приглашены представители четырех основных российских сервис-провайдеров Internet: "Гласнет" (Андрей Себрант), "Демос" (Владимир Петров), "Релком" (Виктор Русских), "Совам Телепорт" (Евгений Пескин). Кроме сервис-провайдеров в семинаре принимали участие и представители так называемых контент-провайдеров, которые пытаются заработать деньги на предоставлении различных информационных услуг через Сеть.
Чтобы профессионально заниматься наполнением Internet, необходимо понять потребности пользователей Сети. По словам Андрея Себранта, сейчас российский Internet представляет собой "авангардистскую тусовку", которая порождает около 50% сегодняшней информации в Internet.
Такое "творчество масс" интересно, как правило, для ограниченного круга людей. Российскому же домашнему пользователю в Internet еще неуютно, так как он не может найти в Сети интересную и полезную информацию на русском языке. Причем потребность в хорошем и качественном содержании русского сегмента Сети возрастает, так как около 80% новых пользователей - это как раз те обыватели, которые ничего не понимают в технике и не знают английского языка. Следует отметить, что сервис-провайдеры, которые заинтересованы в подключении именно таких пользователей к Internet, не могут обеспечить их необходимой информацией, так как эта область деятельности далека от их специализации - простой передачи информации. Собственно, появление контент-провайдеров и должно восполнить пробел содержательности российского Internet.
Проблемы с содержанием "русской Сети" возникли по нескольким причинам: из-за мифа о богатстве сервис-провайдеров, неотработанности механизма получения денег за предоставленные информационные ресурсы, недоверия к Internet-технологиям со стороны крупных поставщиков информации.
Многие считают, что у Internet-провайдеров так много денег, что они могут позволить себе купить некоторые важные информационные ресурсы (например железнодорожное расписание, программу телепередач и другую актуальную информацию). К сожалению, это далеко не так. Российские провайдеры, хотя и устанавливают достаточно высокие расценки за свои услуги, все-таки получают скромные прибыли. Себрант назвал приблизительную цифру доходов у крупных российских Internet-провайдеров - 150 тыс. долл. в месяц без учета всех выплат. Если же оплатить все необходимые расходы (например, за аренду каналов), то оставшихся средств едва хватит просто "на жизнь", ни о какой покупке дополнительных информационных ресурсов в промышленных масштабах не может быть и речи.
Кроме того, слабо отработанные механизмы оплаты информационных ресурсов не позволяют нормально существовать контент-провайдерам, так как последние не могут быстро окупить свои затраты. Принятая на Западе система оплаты по кредитным карточкам в России не работает, ведь у большинства пользователей просто нет необходимых карточек. Поэтому представители выступавших на семинаре контент-провайдеров говорили о возможном договоре между сервис-провайдерами и контент-провайдерами, который бы дал пользователям Сети возможность вносить свою плату за пользование информационными услугами через сервис-провайдеров, которые уже получают деньги с пользователей за подключение к Internet. В результате воплощения такой идеи у пользователей появится возможность организовывать у своего сервис-провайдера "электронный кошелек", из которого он будет расплачиваться с контент-провайдерами. Если такая система оплаты будет реализована, то, вероятно, российский Internet станет более содержательным, правда за дополнительную плату.