В противном случае (доступ off-line) клиент держит БД на своем жестком диске, а создатель базы периодически проводит обновление.
"Консультант Плюс", один из ведущих поставщиков БД по российскому законодательству, на состоявшейся 29 мая конференции предложила в качестве темы для обсуждения собственный взгляд на перспективность этих двух режимов доступа (доступ к ее собственным базам возможен в обоих режимах).
Осенью 1996 года компанией был создан WWW-сервер, содержащий справочные правовые системы "Консультант Плюс", обзоры "Новое в российском законодательстве" и проект Налогового Кодекса. Однако основным видом деятельности "Консультант Плюс" остается производство версий off-line правовых систем. В настоящее время, по утверждению Алексея Михалева, руководителя отдела телекоммуникаций, их пользователями являются более 100 тыс. организаций со всех концов России. В результате проведенных исследований сотрудники "Консультант Плюс" пришли к выводу, что существует ряд причин, по которым распространение и производство версий off-line представляется предпочтительным. Эти причины можно разделить на три группы: технические, экономические и психологические.
Технические факторы связаны с плохим качеством линий связи и их низкой пропускной способностью, замедляющей скорость работы в интерактивном режиме. Кроме того, версия off-line более надежна, так как доступна всегда независимо от того, что может случиться с провайдером или WWW-сервером. В связи с тем, что правовые системы являются не только хранилищем информации, но и предоставляют инструментарий для работы с ней, в этом режиме имеется возможность предоставления сервиса, который нельзя получить в других. Это прежде всего различные пользовательские настройки, возможность создания постоянной подборки документов и т. д.
Экономические причины заключаются в необходимости постоянной оплаты услуг провайдера Internet. Как показали исследования, среднее время работы пользователей с интерактивной версией составляет 2-4 часа в день, поскольку обычно речь идет не о каком-то конкретном документе, но требуется осветить вопрос в целом. При действующих ценах на услуги провайдеров платить придется более 200 долл. в месяц. И это без учета того, что некоторые разработчики берут за доступ к своим базам отдельную плату. Для сравнения - версия off-line наиболее популярной правовой системы "Консультант Плюс" (версия "Проф") стоит около 70 долл. в месяц. Из этого следует, что при эпизодических обращениях дешевле пользоваться режимом on-line, а для профессионального пользователя более выгоден вариант работы в off-line.
Психологический фактор обусловлен тем, что основным потребителям правовой информации, на которых ориентировались разработчики - юристам, бухгалтерам, администраторам - необходимо заглядывать в базу по несколько раз в день, и им вряд ли удобно каждый раз ждать соединения с WWW-сервером. Кроме того, эта группа пользователей отличается определенным консерватизмом в отношении новых технологий.
Таким образом, по мнению представителей "Консультант Плюс", при достаточно частой актуализации баз данных версия off-line правовых систем получается дешевле, удобнее и надежнее. Для обновления информации в региональные центры "Консультант Плюс" по телекоммуникационныМ каналам ежедневно поступают "пакеты" данных, которые потом развозятся заказчикам на дискетах с заранее обговоренной периодичностью. Практика показывает, что данные достаточно обновлять от одного до четырех раз в месяц.