Часть V. Пирамидальные структуры и трехмерности
Знаете, кто является самым первым читателем нашей рубрики? Это отнюдь не редакторы или корректоры. Они редактируют и корректируют, то есть, в определенной степени, становятся соавторами, нравится им это или нет. Первый читатель - это верстальщик. Тема очередной части нашего обзора - самые творческие и неординарные личности из категории работающих на компьютере - верстальщики и компьютерные дизайнеры.
Для начала опишем, что собой представляет рынок труда верстальщиков. Представим себе пирамиду, в основании которой почти бесконечное множество низкооплачиваемых любителей, больших поклонников пакета Corel Draw. (Ни для кого не секрет, что после Microsoft Office это второй по популярности пакет в нашей стране.) А чем дальше, то бишь выше, если речь идет о пирамиде, тем выше профессиональный уровень и заработок верстальщиков; при этом меньше фанатов продуктов канадской софтверной компании с традиционной для них РС-платформой и больше поклонников продуктов Adobe, Quark и "яблочной" платформы. Интересная закономерность, не правда ли? Показательно, что в США Macintosh - в первую очередь "домашний компьютер", а в России он практически всегда воспринимался прежде всего как инструмент работы профессионального верстальщика или дизайнера.
Итак, у подножия пирамиды - "начинающие", работающие на РС с двумя-тремя графическими пакетами. На вершине - "асы", для которых совершенно не важны ни платформа, ни имеющиеся в наличии графические редакторы (и программы верстки), т. к. они прекрасно могут работать с любой комплектацией "железа-софта", включая всевозможную периферию и фотонаборную аппаратуру.
Но самое для нас интересное то, что спрос на "верстаков" обратно пропорционален описанной выше пирамиде. Чем выше уровень верстальщика, тем больше для него вариантов высокооплачиваемой работы, а количество реальных конкурентов меньше. Впрочем, подобная схема, как это ни банально, подходит почти для любых позиций наемной работы. И если для нижних ступеней пирамиды предложение многократно превышает спрос, то за немногочисленными обитателями верхних ярусов (пирамида же должна сужаться!) работодателю надо еще побегать и попредлагать условия. Подробнее об этом можно прочесть в статье "Требуются верстальщики" (# 3 за 1997 год журнала Publish).
Но особую ценность представляют дизайнеры, "креативщики". Можно определить их как художников, обладающих знаниями и навыками профессиональных верстальщиков. Вот за кем может вестись настоящая охота. Ведь дизайнер, способный генерировать оригинальные идеи и профессионально их воплощать - это человек, от которого зависит лицо компании, рекламного агентства, периодического издания. И этих специалистов (хотя язык не поворачивается их так называть) много не бывает.
Теперь об одном модном направлении в околокомпьютерном мире. О трехмерности и связанных с ее созданием рабочих местах. 3D - это, разумеется, очень интересно и перспективно, но такова жестокая реальность, что людей, желающих работать с трехмерной графикой, много больше, чем реальных рабочих мест для них. По крайней мере сегодня. Что показательно: даже достаточно широкое распространение новых (относительно новых) технологий отнюдь не означает появления значительного количества предложений на рынке труда. Помните движение луддитов ("машиноломателей"): внедрение любой новой технологии ведет к сокращению рабочих мест. Но это уже о другом.
Прослеживается некоторая параллель с позицией Web-дизайнера (см. "Карьеру" в # 19 за 1997 год Computerworld Россия). Большое количество любителей объемных картинок и трехмерной мультипликации, вероятнее всего, так любителями и останутся, хотя зачастую и позиционируют себя в резюме как "дизайнеров 3D-графики". Наивысшие шансы - у людей, имеющих САПРовское образование и соответствующий полученному образованию опыт работы. А к работе с такими "пакетами", как 3D Studio, приходят, имея богатую практику общения с различными версиями, например AutoCADa. Так сказать, старые сказки на новый лад. И на фоне специалистов, обладающих таким фундаментом, как знание САПР, остальные чаще всего выглядят довольно бледновато. САПРовцев в Стране Советов было подготовлено достаточно. Сейчас их более чем необходимо "народному хозяйству". Итак, наш прогноз: специалисты по 3D, если в них будет появляться острая необходимость, окажутся, не в последнюю очередь, выходцами из САПРовцев.