поддержку конкурса, задавались одним и тем же вопросом: "А зачем он нужен, этот Internet?" Хотелось бы, чтоб результатом нашего конкурса стала возможность составить четкую и ясную картину того, как и зачем используется в Росиии Internet. Скептики уже успели предупредить нас, что, возможно, выбирать придется из проектов реализации систем электронной почты для предприятий. Что ж, может быть, хотя и не хотелось бы... Ну а если посмотреть на ситуацию там, где Internet зародился, в США, там-то что происходит?

В последнее время там очень много говорят о "практических" аспектах использования Сети. В общепринятом понимании эти аспекты сводятся к электронной коммерции (покупке-продаже) через Internet. Это может быть заказ билетов (на самолет, в театр, в кино), пиццы и любой другой еды на дом, приобретение чего угодно да еще за электронные деньги. Такое впечатление, что американцы наконец получили то, чего давно ждали. Если раньше им еще приходилось с трудом отрываться от кресла и идти к ближайшему автомату с кофе или тянуться к телефону, чтобы заказать пиццу в офис или на дом, то теперь и эти проблемы решены. Остался позади последний барьер на пути создания универсального общества потребления. С появлением компьютеров многие виды человеческой деятельности медленно, но верно становятся виртуальными. Компьютер начинает совмещать в себе функции телефона, телевизора, радио, факс-аппарата и т. д. и т. п. Можно заниматься чем угодно (ну разве что исключая некоторые виды деятельности, связанные с физической работой), не отрываясь от экрана компьютера. Теперь от него не нужно отрываться даже для того, чтобы пообедать, заказать билет на самолет и зарезервировать гостиничный номер.

Не стоит говорить о том, что такой образ жизни просто вреден для здоровья - те, кто был в Штатах, замечали, какое количество невероятно толстых людей бродит там по улицам. Впрочем, эта проблема возникает и от простого круглосуточного "общения" с телевизором с гамбургером в руке. Однако теперь ситуация стала просто гипертрофированной.

На мой взгляд (да и не только на мой), все это может привести к возникновению серьезных проблем в социальной сфере. Ведь повседневная деятельность человека сопряжена с выполнением многих "ритуалов", которые собственно и являются основой существования общества. Человек ходит в магазин, завтракает в кафе, общается там с соседями и коллегами. Обеденный перерыв на работе - это ведь не только поглощение пищи, это еще и время для общения... В качестве примера можно привести такое устойчивое общественное образование в нашей стране, как очередь в магазине - неважно, что давали, зато какая "тусовка". В очереди люди знакомились, завязывались деловые контакты... Исчезли очереди - люди стали более замкнутыми.

Так вот тенденция впихнуть все сферы жизни в Internet несет с собой опасность абсолютного выпадения человека из общества. К чему все эти условности, когда большинство повседневных операций можно свести к "кликанью" мышкой на компьютере, а со знакомыми и друзьями общаться посредством электронной почты или "чата"3/4

Конечно, ситуация, описанная выше, несколько преувеличена (с тем же успехом можно объявить "дьявольским орудием" телефон, который дает возможность разговаривать с людьми, не выходя из дома), хотя и имеет под собой реальную основу. Ведь можно возразить, что хорошая хозяйка никогда не предпочтет электронную коммерцию обычному походу в магазин. Но вот беда - человеку хочется все большего и большего комфорта, "меньше работать и больше отдыхать". Опасность состоит в том, что современные технологии (и в частности Internet) скоро смогут исполнять практически любые желания человека. И если не знать меры, то можно превратиться в вечно жующее создание, которое если не спит, то не отрывает глаз от экрана компьютера. По крайней мере, эта опасность уже сейчас маячит на горизонте в высокоразвитых странах.

К счастью для нас, все эти проблемы пока не имеют реальной связи с российской действительностью. Блага цивилизации, которыми давно пользуется весь мир, только начинают входить в нашу жизнь, а уровень экономического развития страны не дает оснований даже в шутку произносить словосочетание "общество потребления" по отношению к России. Ведь сейчас у нас практически никому не придет в голову применять Internet для электронной торговли - кредитные карточки есть только у ограниченного круга людей (и не потому, что ни у кого нет денег, а потому, что нет ни культуры их использования, ни надлежащей инфраструктуры). И хотя Internet у нас воспринимается больше как игрушка, я почему-то тешу себя надеждой, что в наших условиях возобладают более интересные способы применения Сети, чем вышеописанные. Ведь изначально Internet - это новое средство связи (кстати, стремящееся подмять под себя традиционные), способ поиска информации и обмена ей. И сейчас Internet в России используется в основном профессионалами (или людьми достаточно квалифицированными) и именно в этих целях, поскольку, к счастью, его не удалось сделать модным среди новых русских. А то бы хвастались не мобильными телефонами и "пацанскими" тачками, а мерялись, у кого канал доступа толще...

Боюсь, правда, что, если (дай Бог) наша экономика чуть-чуть оживет, у нас будут те же заботы, что и у американцев. К хорошему, как известно, привыкаешь быстро...


Кирилл Терлекчиев - главный редактор журнала сетевых решений LAN. С ним можно связаться по электронной почте по адресу: kirill@osp.ru