А фирма заслуживает более подробного знакомства хотя бы потому, что огромное число технических новинок вышло из ее лабораторий. Корпорация Xerox — гигант, поделенный на три самостоятельные отделения. Rank Xerox со штаб-квартирой в Лондоне ведет операции в Европе, Азии (кроме Японии) и Африке. Российское отделение Rank Xerox — Rank Xerox CIS — в начале этого года возглавил Деннис Оливер. Интервью, взятое у него нашим корреспондентом Игорем Левшиным, мы публикуем ниже.
Какие изменения в стратегии Rank Xerox CIS в России произойдут под Вашим руководством?
Изменения, конечно, будут, но я бы не назвал их радикальными, потому что они начались уже в прошлом году, до моего прихода. Я здесь для того, чтобы их воплотить в реальность. Главное - это изменение самой модели бизнеса. До сих пор практически все продажи и поддержка в России шли по непрямым каналам. Стало ясно, что, если мы хотим продвигать более сложные, высокотехнологичные решения, необходимо больше работать непосредственно с заказчиком. Естественно, это не дилемма: дилеры - прямые продажи. Это - комбинация того и другого. К тому же регионам теперь будет уделяться гораздо больше внимания. Мы чересчур сосредоточились на Москве. Я считаю в ближайшие 5 лет рост наших продаж будет связан прежде всего с регионами, поэтому уже сейчас надо думать о дальнейшем расширении присутствия на этих рынках. За пределами Москвы, если не считать Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска, мы широко представлены дилерами, но наше прямое присутствие недостаточно для сопровождения высокотехнологичных решений. Дилерам поставлять высокотехнологичные продукты, в частности модели серии Xerox Document Centre (о них можно прочитать в Computerworld Россия, #17-18 за этот год - прим. ред.), сложно - нужно обеспечивать поддержку и обучение.
Вы говорите о России. Входит ли в сферу Вашей деятельности, скажем, Украина?
Нет, я не отвечаю за Украину. Я отвечаю за Россию и Узбекистан.
Будет ли чем-то отличаться стратегия в России от глобальной стратегии Xerox?
Нет. Очень сильно отличаются начальные условия. Для бизнес-модели Xerox характерно как раз прямое ведение бизнеса с привлечением партнеров и продажей лицензий, здесь же противоположная ситуация. Таким образом, мы как бы движемся от двух краев спектра, и эти стратегии в будущем, видимо, сойдутся где-то посередине. Бизнес мы будем вести по смешанной модели и там и здесь.
Переход к прямым продажам означает приезд новых специалистов с Запада или расширение персонала в основном за счет российских сотрудников?
Наша политика четко ориентирована на привлечение местных кадров. Во всей Xerox CIS от силы 3 - 4 иностранца в руководстве - и все. Западные специалисты нужны в особых случаях - перенести на российскую почву международный опыт ведения бизнеса, если его недостает местным руководителям. Здесь очень важно, например, владеть русским языком. Особенно это актуально на операционном уровне.
Какова ситуация с образовательными центрами Xerox? Посылаете ли вы наших специалистов на обучение за границу?
Конечно. Центры обучения есть в Великобритании, во Франции, в Бельгии, в США. Есть они, разумеется, и в России. Часть российского персонала проходит обучение здесь, часть - за границей. Учебные материалы переводились на русский язык, и многие в России ими пользовались. Но переводить все материалы технически сложно, и мы не переводим материалы, потребность в которых не столь велика. Иногда проще послать обучающегося в образовательный центр за границу. Но если потребность возрастет, мы делаем переводы.
Изменения в политике связаны с высокотехнологичными новинками. Что нового мы увидим на российском рынке?
Во-первых, цифровые копировальные машины. Пока это отдельные аппараты, но в скором времени выйдут версии сетевых копировальных машин. Грань между копирами и принтерами стирается, и те и другие скоро превратятся в многофункциональные цифровые машины. Другое направление - издательские системы. Копир в старом представлениии - это ящик, который умеет копировать. Техника нового поколения должна уметь обрабатывать любые документы, а для этого необходимо программное обеспечение. Роль ПО в продуктах Xerox сильно возрастет. За последние два года наша компания очень много вкладывала в средства работы с документами внутри организации. Мы хотим представить наши достижения в этой области и на российском рынке. Еще одно направление - цвет: цветные копиры, цветные принтеры.
У Xerox много действительно передовых технологий и в таких далеких, казалось бы, от издательских дел областях, как сетевые технологии, оконные интерфейсы и т. д. Будете ли Вы привлекать наших разработчиков?
Исследовательские работы в основном проводились в США в Пало Альто. Исследовательский центр поменьше есть в Гренобле во Франции. Я не посвящен в планы разработок Xerox в России. Конечно, у нас есть и будут контакты с российскими производителями ПО - нам нужны локализованные решения. Но это, скорее, прикладные разработки, а не исследовательские.
Какова же связь между исследованиями по оконным интерфейсам и копировальными системами?
Большая часть идей нашла применение в наших продуктах. Хотя, к сожалению, не все идеи, возникшие в Пало Альто, нам удалось воплотить. Интерфейсы используются в наших копировальных комплексах, и, как мне кажется, это одна из причин, почему на наших машинах работать удобней, чем на машинах наших конкурентов, почему их можно более эффективно использовать. Особенно это проявляется в больших проектах и сложных решениях. Мы, например, поставили единое решение для Boeing - можете себе представить, какие у них горы документации. В разработке этого решения ПО для такой системы разрабатывалось специально в Пало Альто.
Новейшее ПО Xerox мы тоже уже можем увидеть в России?
Конечно. То, что сопровождает аппаратные комплексы. В цветных копировальных машинах, которые работают с компьютером, все параметры настраиваются программно. В больших издательских комплексах вместе с машинами поставляются пакеты программ, чтобы их можно было приспособить к нуждам конкретного пользователя. Мы уже продаем их в России. Пока такое возможно только в Москве или в Санкт-Петербурге, но, когда мы развернем инфраструктуру поддержки, это станет реальностью и в других регионах. Если клиент покупает систему за 200 - 300 тыс. долл., он вправе ожидать, что эту систему будут поддерживать. Когда вы покупаете компьютер, ПО и его поддержка может стоить не меньше, чем сама машина, потому что его надо приспособить к конкретным задачам. Программное обеспечение издательской системы тоже надо настраивать, а для этого как раз и нужен высококвалифицированный персонал, нужны инвестиции. Дилерам это зачастую не под силу. Поэтому такие системы Xerox продает непосредственно.
Насколько важен здесь для Вас рынок издательских систем?
Очень важен. На Западе это уже одно из важнейших для нас направлений Xerox. Издательские системы вверху линейки делятся на 2 класса. Первый, тот, что называется printing, подразумевает системы, где данные поступают с компьютера. Второй - publishing - ассоциируется с более традиционными концепциями печати. В этом классе систем мы особенно сильны. Наша компания много инвестировала в разработки и добилась неплохих результатов. Мы дадим российским клиентам возможность ознакомиться с ними практически одновременно с Европой и приобретать по тем же ценам.
Какую часть в обороте Xerox в России будут составлять высокотехнологичные продукты, о которых Вы говорили?
По сравнению с Европой эта доля, конечно, меньше. Что естественно для рынка, который только начал развиваться. Пока здесь немногие рискуют вкладывать серьезные деньги в такие технологии. Но интерес к подобным системам очень высок, и мы надеемся на большую отдачу от высокотехнологичных систем в недалеком будущем.
От офисного ксерокса к Xerox Office
Xerox в ближайшее время может стать заметным производителем ПО — не драйверов для своих машин, а ПО в самом классическом понимании. Для этого у компании все есть. Уже сейчас более одной трети оборота приходится на цифровую технику, а среди разработчиков цифровой техникой занимается уже более половины. Xerox тратит на перспективные разработки больше, чем любая компания-производитель ПО — более 1,5 млрд. долл. Если половина этих средств, что не невероятно, будет инвестироваться в разработку ПО, компания сможет достаточно быстро ворваться в ряды лидеров и на новом для себя рынке. Другая причина, почему всерьез говорят о будущем Xerox как производителя ПО, — исследовательские работы, которые велись и ведутся в исследовательских центрах Xerox, прежде всего в PARC. Этот центр не просто соответствует современному уровню, а очевидно, опережает его. О части проектов, которые там делаются можно рассказывать в футурологических изданиях, цитировать в киберпанковских романах: нанотехнологии и микророботы, искусственный интеллект, «разумная материя» (например бытовые предметы, чьи свойства - форма, цвет, запах - настраиваются программно). Это настолько интересно, что не хочется рассказывать в двух словах. Так что, называя себя Document Company, Xerox скромничает. Сейчас, впрочем, больше говорят об оригинальных и революционных разработках, которые при этом можно будет применять в ближайшем будущем.
Технология DataGlyph уже продается вместе с оборудованием Xerox. Она революционна и прогматична одновременно. DataGlyph напоминает штрих-код, он может наноситься принтером на любой документ и не только на него, потом его можно считать обыкновенным сканером. Такого недорогого информационного носителя не было со времен перфокарт. На квадратном дюйме можно уместить 400 байт при разрешении 300 dpi. Это немного, но на лист бумаги можно записать небольшую базу данных о документе, о товаре, о текущем счете клиента и даже небольшую Java-программу. Некоторые аналитики считают, что такая технология может очень пригодиться при разворачивании систем сетевых бездисковых компьютеров. Такой ввод информации хорошо сочетается с этой минималистской концепцией. Можно купить, кроме того, SDK и разработать собственные приложения, использующие эту технологию. Происходит как бы обратный ход (или новый виток): не электронный документ вместо бумажного, а бумажный листок вместо файла. Впрочем, в компьютерном мире происходят и не такие странные метаморфозы.
New Enterprise Groupe объединяет 10 небольших компаний, разрабатывающих различного рода ПО и (в меньшей степени) аппаратное обеспечение. inConcert призвана проникнуть на рынок со своим ПО потока работ. Crystal Software производит репозитарии SGML-документов. Xerox стремится охватить весь спектр ПО, связанного так или иначе с документом: управление документооборотом, поисковые машины, редакторы сложных документов, распознавание текста, добыча данных. Причем все это делается на современном уровне, с возможностями работы через локальные сети и Internet. InterDoc, например, позволяет управлять распечатыванием текстов и другими операциями с документами по телефонным линиям. Разговор о Xerox Office ведут пока как бы полушутя, но, кто знает, как много в этой шутке окажется истины.