Кремнистый путь ParaGraph
Популярность Екатеринбурга в компьютерном мире растет, и он фигурирует в планах практически всех компаний, решивших прирастать регионами.
Нельзя сказать, что о компании ParaGraph International мало говорят в российской компьютерной прессе или что ее мало знают. Братья Пачиковы - Степан (исполнительный директор) и Георгий (вице-президент и глава московского отделения) известны всем, кто хоть как-то пытается жить компьютерной или околокомпьютерной жизнью. Любой знает и использует параграфовские шрифты - кто легально, кто - как всегда. Но шрифты эти только часть правды о ParaGraph.
Главная правда состоит в том, что компания среди всех российских программистских коллективов добилась на внешнем рынке наибольшего признания: 15 мая этого года в жизни компании было днем поворотным - ее купили.
International в названии стоит не для красного словца - ее штаб-квартира расположена в Калифорнии. Но рука не поднимается над клавиатурой назвать ее компанией американской: в американском отделении большинство разработчиков пришли из России, а московское отделение больше американского. Теперь, правда, российской ее считать будет еще трудней - все-таки она часть Silicon Graphics.
Западные фирмачи любят утешать наших журналистов словами о том, что уровень российских программистов и инженеров ничуть не ниже уровня западного, и что вот-вот российские компании выйдут на мировой уровень. Судьба ParaGraph демонстрирует, что не "вот-вот", а "уже".
Пару лет назад, когда доступ в Internet был в России еще почти никаким, Степан Пачиков рисовал мне на листе кружочки - схему "проигрывателя миров". Термин этот не стал общепринятым, зато миры действительно можно проигрывать.
Теперь, говоря о таких вещах, употребляют слова "аватарные технологии", "серверы многопользовательских VRML-миров". Как это часто бывает, придуманы такие системы для того, чтобы путешествие по Internet было простым и веселым, но построены они на технологиях, требующих многолетних исследований, которые не обещают немедленной отдачи.
Но "молодым" удается пробиться на рынок именно в таких областях. Искать себе место приходится на переднем крае - дальше все места давно заняты. Не так уж удивительно поэтому, что сегодня главными конкурентами ParaGraph являются не американские компании, а германская Black Sun Interactive и даже исландская (!) OZ Interactive (компания работает все по той же схеме - центральный офис в Калифорнии, а основные разработки ведутся на родине).
Исследования финансировались за счет доходов от вполне прозаической продукции.
"Честно говоря, шрифтами мы никогда не "кормились", - заверил один из известнейших российских разработчиков, вице-президент компании Антон Чижов. - ParaGraph начинался с кириллических программ, с русификации, и это кормило распознавание. Когда мы раскрутили распознавание, продали технологию Apple, которая сейчас использует ее в Newton, начали этими деньгами кормить виртуальную реальность и мультимедиа. Теперь можно сказать, что благодаря работам в области мультимедиа нас купила Silicon Graphics".
Но зачем эту милую уютную компанию приобретает гигант Silicon Graphics? Это выглядит естественно в мировом масштабе, но для российского рынка - почти уникально. Скажем, не так давно компания-интегратор LVS перешла под крыло Price Waterhouse, было создано подразделение Price Waterhouse LVS/Price Waterhouse Business Solutions. Но не только обстоятельства были совсем другими, другой была цель. Price Waterhouse стремится выйти на российский рынок. SGI тоже, конечно, заинтересована в российском рынке, но покупка призвана помочь в завоевании рынка мирового.
Более того, о появлении на свет Божий своего подразделения Cosmo Software и о приобретении ParaGraph International объявляется в один и тот же день. ParaGraph называют лидером в области 3D-инструментария для персональных компьютеров.
Последние успехи ParaGraph: осуществление крупного проекта для Mitsubishi, затем победа в тендере Walt Disney Company, что, в свою очередь, помогает получить контракт от Microsoft Network. Работы по этому проекту начались месяц назад и активно обсуждаются в американской печати.
"Что продажа компании будет означать для вас?", - хочется спросить у Георгия Пачикова, хотя здравый смысл подсказывает, что подробностей до официальной пресс-конференции Silicon Graphics узнать вряд ли удастся. Но спрашиваем, раз уж хочется.
Как же это случилось?
Все началось с реорганизации SGI. Из компании выделилась самостоятельная единица Cosmo Software, на 100% принадлежащая SGI. А ParaGraph обладает новейшей технологией серверов многопользовательских "VRML-миров". Таких систем в мире совсем немного. Мы разрабатываем "миры" для Microsoft Network, для Mitsubishi и Walt Disney Company. Естественно, SGI, в которой зародился стандарт VRML и которая последнее время много сил тратит на продвижение "второй WWW", т.е. трехмерной интерактивной среды Internet, захотела приобрести ParaGraph.
Но разработки для MSN ориентированы на платформу Windows NT. Это не смущает SGI?
Нисколько. Наоборот. Именно поэтому SGI и приобрела ParaGraph.
Как изменится направление ваших разработок, да и вообще ваша жизнь?
ParaGraph останется ParaGraph, даже название сохранится, изменится только хозяин. Все наши работы будут продолжаться. SGI устраивает наше сотрудничество с Microsoft, Microsoft устраивает изменение нашего статуса, хотя обычно они предпочитают иметь дело с небольшими компаниями. Впрочем,вы лучше распросите Эдди Ипа, который ведет этот проект со стороны Microsoft.
Обязательно.
Небольшое интервью с Ипом будет опубликовано в следующем номере Computerworld Россия. Он сказал, что узнал о сделке только вчера, поэтому говорить об отношении Microsoft к переходу ParaGraph под крыло SGI пока нет смысла. Но он не видит причин, которые могли бы помешать продолжению совместного проекта ParaGraph и Microsoft. Есть контракт, есть условия и сроки. Все будет идти своим чередом.
SGI покупает ParaGraph International
Silicon Graphics объявила о приобретении фирмы ParaGraph International (сумма сделки не разглашается). Таким образом, компания намерена расширить спектр своих инструментальных средств создания трехмерного наполнения Internet.
Разработки ParaGraph, в том числе инструментарий для работы с моделями на языке VRML и многопользовательское клиент-серверное ПО для интерактивных служб, будут переданы во вновь создаваемое подразделение Cosmo Software компании SGI. Этот отдел займется созданием кросс-платформенного ПО для Internet и будет функционировать независимо от подразделений Silicon Graphics, занимающихся аппаратным обеспечением.
Как сообщил директор по маркетингу Джон Маккрэе, инструментарий компании ParaGraph дополнит выпускаемое SGI семейство Cosmo, в состав которого входят средства создания информационного наполнения Web и VRML-браузер Cosmo Player.
"Трехмерная графика выходит за рамки инженерных применений, завоевывает коммерческий и потребительский рынок и объединяется с Internet, что открывает перед SGI благоприятные возможности для расширения бизнеса", - отметил Маккрэе.
Сотрудники ParaGraph International, до этого работавшие в Кэмпбелле (шт. Калифорния), переедут в штаб-квартиру Silicon Graphics в Маунтэн-Вью. Президентом Cosmo Software станет Кай-Фу Ли, занимавший до сих пор пост вице-президента SGI и руководителя систем для Web. Нынешний президент ParaGraph Грегори Слейтон сказал, что поможет компании в переходный период, но не останется в Cosmo Software.
Служба новостей IDG, Бостон
В Microsoft Network появится служба виртуальной реальности
Путь в мир виртуальной реальности пользователям интерактивной системы Microsoft Network открывают разработки компании ParaGraph International. В соответствии с соглашением между двумя компаниями ParaGraph примет участие в реализации проекта под условным названием Magic Resort ("чудесный уголок") и передаст корпорации Microsoft лицензию на технологию создания трехмерных сред.
Осуществление проекта предоставит пользователям возможность создавать свои мультипликационные двойники (avatars), которые смогут путешествовать по виртуальным городам мира, для начала - по Москве и Парижу.
Глава ParaGraph Степан Пачиков рассматривает данный проект как очередной шаг в стратегии создания виртуальной машины времени, с помощью которой любой человек сможет посещать любые города мира.
Компания ParaGraph была основана Пачиковым, чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и несколькими сотрудниками Академии наук СССР в 1989 году. Сегодня число ее сотрудников составляет около 150 человек, причем большинство из них работают в московском отделении компании.
Кроме технологий виртуальной реальности хорошо известны такие разработки ParaGraph, как шрифтовое ПО, а также программное обеспечение для распознавания рукописного текста для устройства Apple Newton. В ближайшее время появится его новая версия для "карманных" компьютеров. Она будет использовать операционную систему Windows CE корпорации Microsoft.