Сегодня возникла реальная необходимость в унифицированной системе управления корпоративного масштаба, интегрирующей все элементы используемых информационных технологий.
Такую систему предлагает компания Computer Associates - продукт Unicenter TNG (The Next Generation) реализует оригинальную концепцию управления информационными технологиями для бизнеса на основе объектно-ориентированной архитектуры. Unicenter TNG решает задачу перехода от традиционной модели управления ИТ к новой, формируя единую среду из изолированных друг от друга средств управления сетями, баз данных и приложений. В конечном итоге Unicenter TNG позволяет осуществлять управление информационной инфраструктурой предприятия исходя из интересов бизнеса.
Unicenter TNG обеспечивает контроль над ресурсами информационной системы предприятия, включая разнородные сети, системы, приложения, компьютеры различного масштаба и базы данных, управляет ими и предоставляет доступ к необходимым данным. Таким образом, возможности Unicenter TNG выходят за пределы традиционного сетевого управления, хотя продукт реализует и привычные сетевые функции, такие как определение топологии сети и управление по протоколу SNMP, реализованные в OpenView компании HP или Tivoli, предлагаемой IBM.
В основе концепции Unicenter TNG лежат три простых принципа, важных для деятельности предприятия и его информационной инфраструктуры:
- представление бизнес-процессов (Business Process View), необходимых для реализации определенных бизнес-функций предприятия.
- сквозное (End-to-End) управление предприятием - фундаментальная концепция, лежащая в основе всех аспектов управления информационными технологиями.
- интерфейс реального мира (Real World Interface) - трехмерный графический интерфейс.
Концепция системы Unicenter TNG реализуется с помощью объектно-ориентированной архитектуры, позволяющей создавать упорядоченную и устойчивую конструкцию, охватывающую разнородные элементы сложной информационной структуры предприятия. Если сравнить эту структуру с небоскребом, этажи которого сооружаются несколькими бригадами строителей в разное время и различными средствами, то архитектура Unicenter TNG играет роль своеобразного лифта в этом многоэтажном здании. Она позволяет перемещаться в любую точку информационной системы и доставлять системных администраторов в самый центр динамического процесса обработки бизнес-информации.
Архитектура Unicenter TNG включает три основных уровня:
- уровень глобального отображения (WorldView): пользовательский интерфейс, доступный для понимания при любой степени компьютерной грамотности, а также репозитарий общих объектов;
- уровень управления предприятием - набор функций для управления информационными процессами по всему предприятию;
- уровень агентов - средств наблюдения и контроля за элементами инфоструктуры предприятия.
Жизненно важными особенностями этой архитектуры являются открытость, расширяемость, масштабируемость и многоплатформенность. Все функции Unicenter TNG открыты не только для независимых разработчиков, но и для клиентов СА. И те и другие могут создавать собственные продукты, расширяющие возможности системы управления. Открытые точки интеграции имеет каждый уровень архитектуры. Клиенты и партнеры могут разрабатывать дополнительные агенты и менеджеры, изменять или создавать новые объекты в репозитарии, интегрировать их путем настройки пользовательского интерфейса и обращаться по всем видам сервиса, предоставляемого менеджерами. Высокая степень масштабируемости позволяет настраивать систему на требования конкретного бизнеса, используя широкий спектр информационных сред: сети - TCP/IP, SNA, DECnet и IPX, мэйнфреймы - IBM, ОС - VMS, OS/400, Tandem, Unix, Windows NT и Windows 95.
Представление бизнес-процессов
По мере развития информационных технологий объем данных, накапливаемых на предприятии, принимает угрожающие размеры при том, что информационная система должна предоставлять пользователю в нужный момент именно те данные, которые необходимы для выполнения того или иного бизнес-процесса. Однако гигантские объемы доступной информации делают решение этой задачи необычайно трудоемким и, во многих случаях, малоэффективным.
Предлагаемая в Unicenter TNG технология представления бизнес-процессов как раз и предназначена для решения проблемы восприятия пользователем массы нужных для его конкретной задачи данных. В основе этой технологии лежит концепция универсального управления, суть которой заключается в определении ресурсов, необходимых для выполнения того или иного бизнес-процесса, мониторинге их состояния и управлении распределением этих ресурсов. В этом состоит основное отличие продукта CA от других систем, которые, как правило, управляют ресурсами определенного типа, например сетью или базой данных.
Технология представления бизнес-процессов позволяет системным администраторам работать только с теми ресурсами, которые имеют значение для конкретной задачи, тем самым повышая производительность труда и улучшая качество обслуживания пользователей.
Функция представления бизнес-процессов настраивается пользователем и может отражать любую информацию, необходимую для управления тем или иным процессом. В традиционных методах управления для каждой группы ресурсов требуется использовать свой управляющий интерфейс и при этом полностью отвечать за соответствие получаемых от них результатов. Unicenter TNG логически объединяет разрозненные программные и аппаратные средства, а также сведения о состоянии процесса в общую картину, которая и называется представлением бизнес-процесса.
С концептуальной точки зрения, представление бизнес-процесса складывается из двух составляющих - горизонтального и вертикального представлений. Горизонтальное представление показывает, как организуют свою работу специалисты по информационным системам и что находится в центре их внимания. Это представление является частью стандартного подхода к построению информационной модели предприятия. Традиционно существуют отдельные группы для разработки приложений, системной поддержки, администрирования сетей и управления базами данных. Существенное ограничение горизонтального представления состоит в том, что ресурсы каждой категории рассматриваются всегда в отрыве от ресурсов других категорий. Это не дает возможности специалистам каждой группы увидеть всю картину в целом.
Вертикальное отображение показывает, как организуют свою работу административно-хозяйственные руководители предприятия и что находится в фокусе их внимания. Функция представления бизнес-процессов Unicenter TNG обеспечивает вертикальный взгляд на все горизонтальные уровни. В отличие от традиционных средств управления горизонтальной ориентации, Unicenter TNG "не страдает близорукостью". Представление бизнес-процессов позволяет преодолевать границы, разделяющие горизонтальные уровни информационной системы, и видеть информацию, необходимую для реализации конкретного бизнес-процесса предприятия. Представление бизнес-процессов Unicenter TNG является связующим звеном между административно-хозяйственным уровнем управления предприятием и его информационной инфраструктурой.
Представление бизнес-процесса создается на уровне глобального отображения архитектуры Unicenter TNG. При построении представления бизнес-процесса пользователь включает в него информационные ресурсы, необходимые для выполнения его каждодневных обязанностей. После того как представление создано, пользователь может удалять из него ненужные ресурсы или добавлять новые по мере необходимости. Интерфейс представления позволяет прямо из него вызывать любое приложение для управления тем или иным ресурсом.
Уровень глобального отображения
Верхний уровень объектно-ориентированной архитектуры Unicenter TNG, уровень глобального отображения, обеспечивает пользователю все необходимое для того, чтобы овладеть структурой информационной системы предприятия и построить необходимое представление бизнес-процесса. Прежде всего здесь реализован новый графический интерфейс - интерфейс реального мира, с помощью которого управляющие приложения распознают подчиненные им ресурсы и устанавливают связи между ними.
Интерфейс реального мира в какой-то степени упрощает процесс управления распределенными ресурсами. Для отображения всей вычислительной среды используются трехмерная анимация и элементы виртуальной реальности (рис. 3). Интерфейс реального мира обеспечивает интуитивный способ перемещения по вычислительным ресурсам и сетевым соединениям распределенной в пространстве корпорации. Из одной точки управления администратор может решить возникающие проблемы, "путешествуя" по предприятию и наблюдая за текущим состоянием системы, сети, базы данных, приложений.
Кроме того, Unicenter TNG позволяет представить логическую структуру предприятия в виде плоской карты, интерфейс для работы с которой способствует упрощению задач управления информационной структурой, поскольку имеющиеся средства помогают настроить графическое представление предприятия в зависимости от конкретных потребностей. Возможность "перетаскивания" объектов позволяет отображать мириады информационных ресурсов предприятия - от глобальных сетей до отдельных компьютеров и даже абстрактных объектов типа процессов базы данных и имен пользователей. Кроме того, интерфейс содержит встроенные географические карты, которые позволяют представлять ресурсы в соответствии с их физическим расположением. К карте можно добавлять различные графические изображения, например планы этажей, которые позволяют быстро определять, где находится конкретное устройство или где возникли затруднения. Это крайне важная возможность для современных систем управления. Unicenter TNG предоставляет также интерфейс Web-браузера, позволяющий управлять информационными ресурсами с помощью средств доступа к Internet.
Отображаемая в интерфейсах Unicenter TNG информация поступает из репозитария общих объектов, который является ключевым звеном в интеграции различных функций управления. В этом распределенном хранилище находятся управляемые объекты, данные об их свойствах и взаимосвязях, методы управления, а также определения представления бизнес-процессов. Примерами управляемых объектов могут служить прикладные программы, аппаратные средства, базы данных и такие абстрактные элементы, как расчеты с заказчиками, складской учет, производственные процессы и т. д. Благодаря репозитарию общих объектов обеспечивается правильное отображение объектов в различных графических интерфейсах и взаимодействие между пользователями в рамках протекающих бизнес-процессов.
Создание репозитария общих объектов и наполнение его информацией, описывающей конкретное предприятие, осуществляется с помощью службы определения топологии, которая распознает элементы информационной системы предприятия и заполняет репозитарий общих объектов управляемыми объектами, представляющими эти элементы и взаимосвязи между ними. Затем объекты можно отобразить с помощью интерфейса реального мира. Управление соответствующими ресурсами осуществляется либо через функции управления предприятия Unicenter TNG, либо с помощью управляющих приложений независимых разработчиков.
Функция определения топологии Unicenter TNG позволяет проводить несколько сеансов определения топологии одновременно, что немаловажно при определении конфигурации очень больших сетей. Может быть задана степень детализации определения топологии и тип ресурсов, например поиск всех ресурсов во всей системе или только в одной из входящих в ее состав сетей. Предусмотрен автоматический запуск процедуры определения топологии; его можно запланировать на определенные дни в определенное время. При необходимости возможен также запуск вручную - например после внесения серьезных изменений в конфигурацию сети.
Управление распределенными системами - технология агент/менеджер
В основе модели управления распределенными системами Unicenter TNG лежит технология менеджер/агент, реализованная на двух нижних уровнях архитектуры.
В архитектуре Unicenter TNG функции, использующие информацию о ресурсах, предписывающие действия по управлению ими и распределяющие полномочия (менеджеры), отделены от функций, генерирующих данные для управления и выполняющих предписанные действия (агенты). Программы-агенты осуществляют сбор информации о состоянии ресурсов инфосистемы аналогично контрольно-измерительной аппаратуре - они следят за состоянием ресурса и предоставляют менеджерам информацию, необходимую для управления данным ресурсом. Агенты Unicenter TNG могут следить за работой практически любых ресурсов информационной системы. Список готовых агентов в системе Unicenter TNG уже сейчас достаточно внушителен и продолжает расти. Он включает поддержку таких наиболее распространенных ОС и баз данных, как Windows NT, Unix, Oracle, Sybase, SQL Server, CA-OpenIngres. Кроме набора готовых агентов Unicenter TNG содержит средства создания агентов, что обеспечивает пользователям возможность разработки и использования собственных приложений. Более того, открытая архитектура этой системы обеспечивает интеграцию с агентами третьих фирм, в разработке которых использовались спецификации Unicenter TNG - сегодня это R/3, Baan, Manman/X.
Архитектуру агент/менеджер отличает высокая степень масштабируемости. Интеллектуальные агенты могут разделять данные с другими равными по рангу агентами, а также фильтровать, взаимоувязывать события и реагировать на них. Это сокращает трафик сети, снижает нагрузку на менеджеры и при этом повышает масштабируемость и производительность системы в целом. Отношения между менеджерами и агентами Unicenter TNG реализованы по принципу "многие ко многим". Каждый менеджер может управлять несколькими агентами, а каждый агент может быть подчинен нескольким менеджерам. Такая избыточность обеспечивает устойчивость системы к сбоям в тех случаях, когда какой-либо агент или менеджер выходит из строя. Кроме того, менеджеры могут выступать в роли агентов для других менеджеров. Эта возможность способствует эффективности использования Unicenter TNG в особо крупных вычислительных средах.
Уровень управления предприятием архитектуры Unicenter TNG содержит полный набор управляющих функций:
Unicenter TNG заботится также и о том, чтобы поставщики и клиенты услуг могли интегрировать в систему собственные технологии. Для этого предлагается комплект инструментальных средств разработчика (SDK), включающий функции - помощники (wizards), простые в обращении инструменты, средства генерации агентов и интерфейсы прикладных программ, которые открывают доступ ко всем уровням архитектуры системы. С помощью таких интерфейсов обеспечивается вызов функций и служб Unicenter TNG и создаются приложения под конкретные задачи предприятия.
Сделай сам или возьми у партнера
Партнеры компании CA в области стратегических разработок для Unicenter TNG предлагают сегодня разнообразные решения для расширения возможностей этого продукта. Они охватывают широкий спектр функций, включая управление настольными системами, базами данных и специализированными устройствами. Среди партнеров СА, заинтересованных в поддержке Unicenter TNG, такие компании, как Bay Networks, DEC, Hewlett-Packard, Intel, Lotus Development, Microsoft, Netscape, Sun Microsystems и др. По данным отечественной компании TOPS, в России повышенный интерес к данному продукту проявляют финансовые структуры и крупные корпорации - решение о приобретении Unicenter TNG принимают сегодня ряд банков и коммерческих структур, для которых жизненно важными являются вопросы организации централизованного управления и контроля за использованием ресурсов. Тем не менее не следует слишком преувеличивать возможности этого продукта: позволяя в принципе "подружить" между собой зоопарк из вычислительной техники и программного обеспечения, существующий сегодня на большинстве российских предприятий, использование технологий Unicenter TNG требует достаточно серьезных интеллектуальных вложений и сильных программистов.