той ее частью, которая занимается принтерами, поскольку им приходится прилагать немалые усилия, чтобы внедрить в общественное сознание, что "Citizen - это не только часы и калькуляторы". Решению этой задачи была в немалой степени посвящена пресс-конференция, прошедшая 2 апреля в сервис-центре компании.
Активные действия по продвижению принтеров в России начались в апреле прошлого года. Продаж в то время производилось ничтожно мало, партнерской сети практически не существовало. В результате за год объем продаж вырос в 17 раз, и, по собственным оценкам компании, ей принадлежит 2% от всего отечественного рынка принтеров (никаких абсолютных цифр, разумеется, названо не было). К 2000 году доля Citizen на российском рынке принтеров должна составлять уже 10%.
Еще одно препятствие на пути продукции Citizen - относительно высокие цены на нее, в условиях высокой ценовой чувствительности нашего рынка. Однако, по словам директора по продажам Игоря Лосева, ситуация в последнее время начала меняться, марка компании стала узнаваема, а качество продукции сделало цены более приемлемыми.
Региональная политика Citizen, о которой рассказал Вадим Рыскаль, отличается некоторым своеобразием. Первоначально компания не имела в регионах ни дилеров, ни дистрибьюторов. Считалось, что лучше продвигать технику самим: если в обороте партнера твоя продукция занимает, скажем, 5%, то и внимания ей будет уделяться соответственно. Однако около года назад стратегия изменилась, и в настоящее время за пределами Москвы у Citizen насчитывается около 40 прямых дилеров и дистрибьюторов. В сентябре открылись представительство и сервис-центр в Новосибирске, вокруг которых создана региональная дилерская сеть.
Среди приоритетных для компании регионов помимо интересующих все компьютерные компании Санкт-Петербурга и Екатеринбурга есть и нетрадиционные: юг России (в первую очередь Краснодар и Ростов-на-Дону) и Якутск. На юге, по словам Рыскаля, "всегда есть деньги" (в Новосибирске их, зачастую, нет, и местному представительству приходится вникать в тонкости вексельного обращения). Якутск же, столица алмазоносной республики Саха, "набит учреждениями", которые являются основными потребителями специализированных принтеров Citizen. Кроме того, при тамошних пространствах весьма актуальны мобильные офисы, для которых Citizen предлагает миниатюрные модели PN-60 и Notebook Printer II.
Еще одна особенность политики Citizen - устрановка для дистрибьюторов и дилеров нижнего порога цен, по которым они могут продавать продукцию компании. По мнению руководства компании, это должно удержать партнеров от развязывания безудержной междоусобной ценовой войны, в которую вовлечены, например, дилеры HP.
В настоящее время Citizen ориентируется на корпоративный сектор, пренебрегая модным ныне рынком SOHO: ни модель Printiva 600, ни, тем более, новую модель Printiva 1700 не назовешь "недорогими домашними". Впрочем, было обещано, что в течение года компания выпустит для этого сектора рынка "принципиально новый" недорогой струйный принтер, о котором более ничего пока не известно.