В этой ситуации для успешной деятельности молодой, развивающейся фирме необходимо ориентироваться на еще не занятые, пусть и менее емкие, сегменты рынка. Примером удачной реализации такого подхода может служить интегрированная банковская система "Афина", разработанная специалистами компании "ПрограмБанк".
Разработчики из "ПрограмБанка" разделили свой продукт на две части - проекты "Афина" и "Малая Афина", предназначенные для банков разных категорий. Первая из них создана для автоматизации деятельности крупных и быстроразвивающихся банков. Отличия ИБС "Малая Афина" состоят в том, что она изначально ориентирована на применение в средних банках, и в ней зафиксированы состав и структура банковских операций. В основу системы положена модель, описывающая технологию работы среднего, "эталонного" банка. В качестве операционной системы была выбрана Windows NT, а в качестве СУБД - продукт Oracle: Workgroup Server.
После окончания стадии разработки "Малая Афина" прошла двухэтапное бета-тестирование в 18 российских банках. На состоявшейся 26 февраля пресс-конференции Андрей Шапошников, начальник отдела по рекламе и связям с общественностью "ПрограмБанка", отметил, что на российском рынке программного обеспечения это первый случай такого широкомасштабного тестирования банковской системы, ибо качественное тестирование с точки зрения корректной и удобной работы программы, причем в режиме реальной работы, а не выполнения набора тестов, может провести только специалист соответствующего профиля (сотрудник банка). Но вряд ли кто решится устанавливать в своем банке тестируемую и, стало быть, возможно, некорректно работающую систему.
Руководство "ПрограмБанка" пошло своим путем. На время бета-тестирования всем банкам в качестве серверов были предоставлены компьютеры с процессором Pentium 166 МГц и 64 Мбайт ОЗУ с установленной на них "Малой Афиной". Перед началом тестирования сотрудники банков прошли соответствующую подготовку, а в "ПрограмБанке" была создана консультационная телефонная служба. Тестирование состояло в параллельном выполнении реальных банковских операций (восприятие программы принципиально меняется, если испытатель видит реальные, а не отвлеченные данные). Процедура была разбита на два этапа.
На первом этапе тестировалась одна подсистема - обеспечивающая выполнение расчетно-кассовых операций. После того как тестирование завершилось, была произведена дополнительная индивидуальная настройка системы, в частности видоизменены некоторые экраны работы с документами. На втором этапе тестировался более широкий набор подсистем, выбранных с учетом специфики работы каждого из банков. По результатам этого этапа стало ясно, что заложенная в основу системы "Малая Афина" концепция "эталонного" банка не всегда позволяла достаточно гибко настраивать систему под конкретные требования. Было принято решение дополнить "Малую Афину" набором типовых и специальных настроек.
По завершении тестирования большинство специалистов банков отметили, что сама идея и форма проведения бета-тестирования такой сложной банковской системы позволила потенциальным покупателям лучше с ней ознакомиться, а разработчикам - полнее учесть все требования заказчика. Специалист по маркетингу средств разработки московского представительства корпорации Microsoft Андрей Томашко и руководитель отдела по работе с партнерами корпорации Oracle Олег Зезюлинский, присутствовавшие на пресс-конференции, отметили, что также полностью удовлетворены результатами тестирования: в отчетах о процессе тестирования о работе Windows NT и Workgroup Server корпорации Oracle не было сказано почти ничего. То есть программное обеспечение этих компаний работает именно так, как ему и положено - совершенно незаметно для пользователя.