Первая сумма - поменьше - та, за которую этот компьютерщик готов работать в Brand Name компании, а вторая, соответственно, - зарплата за тот же объем работ в неизвестной на рынке фирме. Подобная ситуация встречается на нашем рынке очень редко. Но все же бывает, а этого уже достаточно для того, чтобы рассмотреть ее в нашей рубрике.
С точки зрения некоторых специалистов, это весьма разумный подход к планированию собственной карьеры. Человек поступает на работу в известную корпорацию с устойчивой репутацией на рынке, и рассматривает это событие как этап своей трудовой биографии. Словно гроссмейстер, он как бы заранее планирует дальнейшие возможные ходы, то есть шаги.
Для начала стоит разобраться в терминологии. Какие фирмы мы называем Brand Name? Сам этот термин обычно используется для обозначения персоналок различной сборки. Но его также употребляют для определения места любой компании (не только компьютерной) в негласном хит-параде, рейтинге популярности (известности). Такое вот грубое и далеко не всегда объективное деление на игроков разных лиг. Высшая лига - Brand Name, низшая - No Name, а также что-то среднее между ними. Соответственно, в "высшей" - большинство представительств зарубежных корпораций и крупнейшие (сильнейшие) местные дистрибьюторы, интеграторы и производители. В "низшей" - все малоизвестные на рынке (в "компьютерной тусовке") фирмы и фирмочки. И, пожалуй, у каждого из нас есть свой хит-парад, свой табель о рангах компаний. Некоторые публикуют свои хит-парады в средствах массовой информации, а есть и такие, кому даже удается (вот умницы!) продавать свои измышления на эту тему самим участникам хит-парада. Но речь пойдет о другом, о том, какое значение для компьютерщика имеет или не имеет степень известности фирмы, в которой он работает.
Как показывает в большинстве случаев жестокая практика, в Brand Name-компаниях, по разным причинам, сложнее вырасти, пробиться наверх по служебной лестнице. По крайней мере, в этом уверено большинство специалистов, обращающихся в рекрутинговое агентство. То есть сделать карьеру легче в небольшой компании, особенно если сама компания растет. А вот по-настоящему закрепить, зафиксировать свой карьерный успех можно только в "Брэнде".
Существует даже целая категория профессиональных "прыгунов". Вот это, действительно, зубры карьеры. Один мой хороший знакомый, из этой уникальной когорты, даже прозвище получил - "непотопляемый". Их правило: держаться известных компаний и всегда останешься на плаву. Они поняли, что репутация фирмы на рынке отраслевом (например компьютерном) - половина успеха специалиста на рынке труда. Особенно, если уровень его квалификации трудно поддается реальной оценке на собеседованиях при приеме на работу.
Иногда Brand Name-компания позволяет себе чуть занизить размер заработной платы, по сравнению с другими, менее известными фирмами в том же секторе рынка. Очень известная в этом кругу фирма может себе позволить "не переплачивать" рядовым сотрудникам. Так сказать, налог на право работать на фабрике Дядюшки Скруджа. Правда, обычно заниженные ставки бывают лишь у "простых смертных". Менеджеры, то бишь управляющие, зарабатывают немало.
Хотя, если быть откровенным, подобную ситуацию можно назвать взаимным использованием. С одной стороны - известный работодатель может получать более дешевую качественную рабочую силу. Ведь он однажды уже заплатил (и очень немало) за раскрутку на рынке названия своего детища. Возможны варианты: регулярно платит (тратит деньги на рекламу и мероприятия PR), за него заплатила головная американская компания и т. д.
С другой стороны - квалифицированная рабочая сила добровольно становится дешевой (ведь никого же силком не тянут), за право занести в свое резюме (и трудовую книжку) строчку с престижным на рынке названием, ну а также за "возможности". Ведь если наблюдать со стороны, у сотрудника крупной компании, а "Брэнды" обычно немаленькие, больше возможностей установить новые контакты, завести интересные и полезные знакомства. Все с прицелом на будущее, разумеется. И при приеме на новую (следующую) работу он будет не просто Пупкин из какой-то компьютерной (а то еще и некомпьютерной) конторы, а Пупкин из XYZ. Один инженер любил пошутить, подражая прапорщику из старого анекдота: "Я к вам пришел из XYZ, а там, как известно, дураков не держат!"
Еще один немаловажный фактор, из-за которого работодатель чуть теплее относится к претендентам, работающим или работавшим в Brand Name-фирмах, - теоретическая возможность проверить данные, излагаемые вновь поступившим сотрудником. Почти любому руководителю, даже самой махонькой фирмочки, несложно снять телефонную трубку и связаться со знакомым в Brand Name-фирме, или со знакомым, который может узнать у своего знакомого в той самой компании. "Кто там у нас дружит с XYZ? - А, Василий Васильич, а не знаком ли тебе Пупкин?..". Хотя в восьми случаев из десяти это не делается, но само наличие такой возможности успокаивает.
Прием в Brand Name-компанию сулит особенно хорошие возможности для старта трудовой биографии, для начала успешной карьеры. Так сказать, юноше, обдумывающему житие, выпускнику вуза или даже, если повезет, студенту. Вот кто от этого, очевидно, выиграет. Молодым компьютерщикам я бы взял на себя смелость советовать навязываться даже на низкооплачиваемую (относительно, конечно) работу в компании-монстры. С прицелом на светлое будущее. Которое у них, при хорошей стартовой площадке, непременно наступит. Недаром многие известные компьютерные корпорации называют кузницами кадров. Как говорил менеджер одной такой структуры: "Каждый уважающий себя специалист должен у нас поработать".
Итак, мораль первая: совсем не обязательно специально стремиться попасть в известную корпорацию только потому, что ее реклама переполняет компьютерные еженедельники. Но если попадете - то, скорее всего, выиграете. Мораль вторая: союз работодателя и сотрудников (специалистов), при правильной постановке вопроса, может создать Brand Name из любой компании. Дело за малым - научиться правильно ставить вопросы.