Вполне логично, что она надеется сделать для электронной почты то же, что и для Web, т. е., установив несколько новых стандартов, упростить к ней доступ. Звучит заманчиво, но и здесь Netscape придется вступить в широкомасштабное затяжное сражение. Название Netscape стало почти синонимом Web. Компания начала с создания браузеров, позволивших простым смертным свободно чувствовать себя в Internet, они же помогли ей заявить о себе. В 1996 году 60% дохода корпорация получала от систем просмотра. Но, как оказалось, продажа браузеров - не самая подходящая стратегия, если рассматривать достаточно большой промежуток времени.
Чтобы надолго удержаться в компьютерной индустрии, Netscape недостаточно просто разрабатывать приложения, ей необходимо заняться созданием структурных компонентов. С этой целью компания вторглась в мир электронной почты. Идея разработчиков Netscape состоит в модернизации встроенного в браузер почтового клиента до уровня полноценного опорного пункта поддержки этого направления.
В прошлом месяце, при анонсировании своего клиента нового поколения, Netscape скромно заявила, что ее система установлена на 12 млн. компьютеров. Такое утверждение кажется нелепым. Ведь это число почти на 30% больше того же показателя для Lotus Notes и практически совпадает с количеством почтовых ящиков, заявленных для Lotus cc:Mail. А ведь есть еще Microsoft Exchange или Microsoft Mail. Мне же не удалось найти и десятка человек, применяющих систему Netscape в качестве основного почтового клиента. Системные администраторы всего мира знают, сколько хлопот доставляет электронная почта. Окажись заявление Netscape правдой, многие избавились бы от ночных кошмаров. Однако здесь все не так просто, как с браузерами.
Марк Андресен еще работал программистом за 6,85 долл. в час (всего четыре года назад), когда Internet уже активно использовался для передачи электронной почты. Конечно, шесть лет назад послать кому-либо за границу почту означало, что два администратора должны были связаться друг с другом и скоординировать, через какие шлюзы проводить обмен драгоценными битами. Теперь все изменилось: достаточно указать электронный адрес вида имя@компания, и связаться будет не сложнее, чем по телефону.
Netscape строит свои системы, основываясь на верных принципах. MIME, LDAP 2, IMAP4, POP3 и Internet Calendaring Access Protocol сохранят свое значение и в дальнейшем. Однако в отличие от того рынка Web-браузеров, который существовал несколько лет назад, все эти технологии реализуются и другими разработчиками. Действующие на рынке поставщики систем электронной почты в нынешнем году намерены включить поддержку этих стандартов в свою продукцию. Некоторые даже собираются начать поставки до того, как Netscape выпустит рабочую версию системы.
Все это говорит о том, что Netscape, скорее всего, не удастся "въехать на белом коне" и решить все проблемы администрирования электронной почты. Однако участие компании усилит давление на других производителей, которым придется заняться реализацией стандартов Internet, а это, возможно, устранит некоторые неприятности. Надеюсь, что когда-нибудь Netscape все-таки приобретет желаемую значимость на столь важном рынке, потому что в противном случае пришлось бы поставить под сомнение жизнеспособность данной корпорации. Однако для этого недостаточно большого количества пресс-релизов и нововведенных стандартов.
Я готов выслушать другие мнения по этому вопросу, так что, если вы работаете в большой корпорации, поддерживающей стратегию Netscape, дайте мне знать.
Марк Теб - основатель консалтинговой компании Lante. С ним можно связаться по адресу: mtebbe@lante.com.