Имидж новой компании оказался сразу прочно связан с принципиально новой тенденцией использования глобальных и локальных сетей. Новый тип программ, разрабатываемых компанией, позволяет автоматически получать по сети нужные данные и приложения. Такие программы получили название "вытягивающих". Первый рыночный продукт компании - система Castanet. В ее состав входит "тюнер", который пользователи скачивают с сервера на жесткий диск. На сервере остаются модули, названные "каналами". Они позволяют вести обмен данными по протоколу HTTP и получать по сети различные Java-приложения, а также обеспечивают доступ к Web. Один из основателей Marimba и ее главный идеолог, Артур ван Хофф, недавно дал интервью корреспонденту службы новостей IDG Робу Гасу.

Какой Вы хотели бы видеть свою компанию?

Мы хотим, чтобы компания развивалась очень динамично. Было бы неправильным оказаться в плену традиционно долгого цикла разработки программ. Internet развивается очень быстрыми темпами, и, чтобы преуспеть в бизнесе, мы должны научиться работать динамично и, при необходимости, быстро менять направление. В этом смысле примером для нас является Netscape. У них исключительно быстрый цикл разработки и выпуска программ. Но я не думаю, что мы будем расти так же быстро, как Netscape. Рост компании - процесс сложный и неоднозначный. На определенном этапе начинают происходить вещи, которые невозможно контролировать и которые могут существенно изменить компанию. Но мы предпочитаем работать с крупными компаниями, используя их позитивный опыт.

На какую платформу вы ориентировались, разрабатывая Castanet? Программа нуждается в жестком диске, поэтому, наверное, имелось в виду что-то вроде JavaStation, или NC, или NetPC c жестким диском - то, что активно продвигают сейчас Microsoft и Intel?

Мы считаем, что все сетевые компьютеры должны иметь ту или иную локальную память. Среди вариантов - жесткий диск и оперативная память, возможны и другие решения. Активно развиваются мобильные версии сетевых компьютеров, а это означает, что они будут время от времени подключаться к сети через модем, обеспечивающий медленную связь, либо их вообще отсоединят от сети. Поэтому сетевой компьютер, чтобы успешно работать, всегда должен иметь локальную память. На это мы и рассчитывали, создавая Castanet.

Однако наличием жесткого диска у JavaStation обусловлены два недостатка. Во-первых, это единственная подвижная часть компьютера, снижающая его надежность. Во-вторых, на пользователе лежит задача администрирования жесткого диска. Система Castanet решает вторую проблему сама: администрирование диска осуществляется по сети системным администратором или удаленным приложением.

Компания Netscape в своей программе Constellation воспользовалась технологией Castanet. Какие другие приложения, по Вашим оценкам, будут применяться с вашей оболочкой?

Используя Castanet, можно строить самые разные приложения. Первое, что приходит в голову - системы распространения новостей или прогнозов погоды или приложения, требующие доступа к удаленным базам данных, такие как заказ туристических поездок, содержимое банковского счета и многое другое.

Причина большого внимания разработчиков к Castanet в том, что система позволяет решить ряд насущных проблем. Она дает возможность создавать и распространять настоящие сетевые приложения. На сегодняшний день разработчики сетевых информационных систем ограничены возможностями HTML, Java и JavaScript, что приводит к созданию сложных и ненадежных приложений. Рано или поздно все должны будут понять, что приложения, опирающиеся на протокол HTTP, не надежны и требуют излишнего администрирования со стороны сервера. Castanet позволяет преодолеть эти недостатки.

Таким образом, главный путь вашего сотрудничества с партнерами - использование разработчиком вашей технологии как части своего продукта?

Путей сотрудничества много. Мы можем, например, сотрудничать на этапе установки сети. Наши продукты позволяют работать с сервером большему числу программ-клиентов, что означает увеличение числа рабочих станций. Также наши серверные разработки могут быть использованы в составе других серверных программ. Провайдеры услуг Internet, вероятно, заинтересуются возможностью построения сетей, ориентированных на Castanet. Существует также много возможностей, связанных с сетевыми компьютерами. Вполне вероятно, что мы окажемся полезны фирмам, которые ищут возможность модернизации программного обеспечения, встроенного в аудио- и видеоаппаратуру. Вариантов сотрудничества масса, наша главная задача сейчас - не разбрасываться.

Сейчас множество компаний развивают концепцию доставки программ для работы с Internet и для распространения нового ПО. Ваша фирма также принадлежит к их числу. Считаете ли Вы, что в ближайшее время вспыхнет острая борьба за лидерство в разработке этой концепции?

Вопрос интересный. Наша цель - создать некий стандарт, который все смогут использовать. Мы не рассматриваем себя в качестве конкурента других компаний, но ищем решения. Это наша главная задача. Многие считают, что мы идем примерно тем же путем, что и, например, компания PointCast. На самом деле между нами большая разница. Коротко говоря, мы разрабатываем технологии, они разрабатывают программы. Сейчас существует большая потребность именно в новых технологиях, неизбитых подходах, потому что Internet сильно меняется в последнее время. По типу общения с Internet и по объему получаемой информации Сеть приближается к телевидению.

Что Вы скажете о таких компаниях, как Intermind или Backweb Technologies? К какой категории Вы бы их отнесли: производителей программ или технологий?

Нечто подобное системе Backweb можно без особого труда создать, используя наш Castanet. Эти компании мы хотели бы видеть среди своих бизнес-партнеров, правда, не думаю, что такое партнерство актуально для них уже сегодня. Эти компании я отнес бы, скорее, к разработчикам технологий. Но их

подход несколько отличен от нашего. Мы разрабатываем подходы, позволяющие доставлять по сети программное обеспечение. Это довольно обширная проблема, включающая в себя много частных постановок. Именно частными вопросами занимаются компании Backweb и PointCast. Проблемы, стоящие перед ними ("Как в системе пользователя сменить по сети заставку у Windows 95" или "Как лучше распространять новости"), можно успешно решать, используя нашу технологию.

Позвольте уточнить термин. Вы говорите - "доставлять по Сети программное обеспечение". Все-таки, Вы полагаете, главная задача вашей технологии - распространение именно программ?

А что такое, собственно говоря, "программное обеспечение", когда идет речь о пересылке его по сети? Это некоторый набор кодов, содержащий как тексты программ, так и прочие, необходимые для их работы данные. Наша технология предусматривает пересылку всего этого совместно, подход вышеупомянутых компаний предусматривает пересылку программ и данных по отдельности. Так что внешне разница в терминах невелика.

Наш подход хорош, если требуется модернизировать программы или данные один или два раза в час, но не в реальном времени. Для работы в реальном времени нужны совсем другие протоколы. Если вы хотите, например, с точностью до минуты отслеживать цены на акции, используйте специальные протоколы, разработанные для этих целей. Но наш Castanet также справится с этой задачей, хоть и будет работать не совсем в оптимальном режиме.

У каждой новой компании возникает одна и та же проблема - "подружиться" с Microsoft. Ведутся ли какие-нибудь переговоры с этой фирмой?

Не очень бы хотелось обсуждать этот вопрос. Вы намекаете на проблемы с языком программирования Java. Если вы независимый разработчик библиотек и хотите сами продавать их, то, скорее всего, не сможете обойтись без покупки какой-нибудь лицензии Microsoft или Netscape Communications или постараетесь договориться как-нибудь иначе. Сейчас многие компании так и делают, становясь партнерами одной из этих фирм. Рынок разделяется на друзей и врагов Microsoft искусственно. Но так быть не должно.

Как Вы относитесь к тому, чтобы стать частью более крупной фирмы, той же Microsoft или Netscape?

С самого начала четверка создателей нашей фирмы единодушно решила, что мы объединились с целью продавать свои разработки, а не компании. У нас было много предложений на этот счет, все их мы отклонили. Мы сможем работать гораздо эффективнее и создавать более качественные продукты самостоятельно, а не в составе крупной компании.

Не планируете ли Вы эмиссию акций компании на открытый рынок?

Пока это преждевременно. Мы хотим прочно стать на ноги и сделать компанию прибыльной. Продавать акции в надежде на будущий доход, как делают многие, мы считаем ошибкой. Доход должны приносить не акции, а продукция компании.


Internet-вещание

Одна из наиболее "горячих" технологий Internet - это так называемая push-технология (технология "принудительного распространения"), предназначенная для широковещательной рассылки подсоединенным к Сети пользователям по определенным принципам отобранной для них свежей информации.

Internet-вещанием занимаются компания PointCast и несколько других начинающих фирм; они предлагают услуги по доставке специальной подборки новостей - или содержимого определенных узлов Web - по нескольку раз в день.

Другими словами, вместо "скитаний" по Web в поисках необходимой им информации, пользователи могут просто "оформить подписку" и получать ее прямо на свой настольный ПК.

Исследовательская компания Yankee Group предсказывает, что к 2000 году рынок широковещательных услуг в Internet, вероятно, будет составлять 5,7 млрд. долл. Сейчас он оценивается в 10 млн. долл.

На прошедшей в декабре выставке Internet World участвовали четыре компании, наиболее известные своими "заделами" в области push-технологии. По мнению аналитиков, всего в этой быстро растущей отрасли действуют от 20 до 30 начинающих компаний; их успех или неудача зависят от того, насколько велико окажется влияние концепции Internet-вещания и сможет ли она привлечь к Web интерес рекламодателей.

По мнению Стива Хэрмона, старшего аналитика компании MecklerMedia, развитие технологий принудительного распространения способно изменить облик World Wide Web.