Почти трехмесячное существование рубрики CW - "Карьера и деятельность агентства Enter" дает основание, в лучших традициях политического бомонда, подвести итоги первых "ста дней". Итоги, надо отметить, разные.
Приятно, что нашу рубрику читают. И хочется надеяться, что ее используют. Тем не менее поступающие в агентство материалы часто в точности повторяют строки наших статей о том, "как не надо делать".
Во-первых, следует признать, что анкета кадрового агентства Enter является, мягко говоря, неполной. Ее задача - помочь кадровому агентству правильно спозиционировать специалиста на рынке труда, т.е. правильно определить вашу категорию и ничего больше! Поэтому, если вы уже прислали заполненную анкету, но считаете ее недостаточной, чтобы правильно вас "продать", - вышлите еще одно резюме с дополнительными сведениями о себе. Ни агентство, ни работодатель не должны "вытягивать" из вас ваши плюсы, касающиеся опыта работы, навыков и т.д. Надо учитыать, что агентству и работодателю есть из кого выбирать. И предпочтительней выглядят соискатели, которые более броско представили себя на бумаге (в текстовом файле).
Что касается присланных в агентство CW: для того, чтобы их обработка была максимально эффективной, пожалуйста, указывайте специальность четко и ясно: "Ищу вакансию программиста", - работать с таким текстом удобнее, чем выискивать в нем косвенные упоминания и гадать - программист это или сетевой администратор. В агентстве Enter, конечно, разберутся, а вот где-нибудь еще - совсем не факт. Если специальностей несколько - перечислите лучше под номерами: 1. Программист; 2. Администратор ЛВС; 3... и т.д.
Размер одной статьи не позволил нам внести в материал "Написание резюме" (CW #60) одно существенное дополнение: объем одной страницы для CV следует сохранять, если вы направляете его прямо работодателю и знаете, какие сведения его заинтересуют. Когда же вы сообщаете свои данные кадровому агентству, тем более специализированному, типа Enter, необходимо максимально подробно указать сведения об опыте и навыках работы. Ведь для соискателя могут найтись два и более предложения. Если ваши профессиональные данные занимают никак не меньше четырех листов - высылайте четыре, чтобы у вас не запрашивали по нескольку раз дополнительную информацию. В любом случае CV подвергаются вторичной обработке сотрудниками агентства, поэтому ненужное уберут - главное, чтобы нужное не потерялось.
Довольно интересно выглядят "лаконичные" CV. Не хочется повторяться, но присланный по факсу листок с текстом "Семен Семенович ищет работу. Дополнительная информация по телефону: 322 - 232" предполагает, что человек не то, чтобы уж очень хочет найти работу. Уважаемый Семен Семенович, девять из десяти, получивших подобный листок, дополнительную информацию у Вас не запросят, а листок выбросят. Разумеется, Enter ее запросил и получил, и человек оказался хорошим специалистом - а ведь все могло пойти по худшему, но наиболее вероятному сценарию - "выбросить". Если вы желаете сохранить конфиденциальность в том, что касается вашей личности, - сообщите об этом агентству, оно позаботится, чтобы лишняя информация не попала к клиенту, но не стоит особо прятаться, получится только хуже.
Но порой просто-таки радуют некоторые девушки: "Молодая, привлекательная студентка, 21 год, ищет работу, интим не предлагать". Простите, а что предлагать? После такой информации девушке хочется предложить только "интим", и ничего больше. Чтобы предложить другое, необходимо знать что-то еще.
Хочется еще раз обратиться к любителям высылать CV исключительно на английском. Пожалуйста, присылайте одновременно на двух языках, но на русском - обязательно, а на английском - по желанию. В государствах континентальной Европы, например, уважают свои национальные языки и подобные номера "английских писателей" там не проходят. Попробовали бы вы проделать такое во Франции. У нас же определенная категория "русофобов" все равно имеет место быть. Причем, уровень английского у них, зачастую, весьма не высок.
Интересны аргументы этих специалистов-"русофобов":
"А что, вы по-английски не понимаете?" В агентстве Enter знают, в общей сложности, четыре иностранных языка, ну и что? Это еще ни о чем не говорит.
"Резюме по-английски - хороший способ изначально более высоко себя позиционировать. Не по-нашему написанное CV внушает уважение. И должно обеспечить более высокие шансы при первичном отборе", - примерно так комментирует свои действия мой хороший знакомый product manager Иван Катышев. И, мягко выражаясь, ошибается, хотя специалист он в своей области очень неплохой.
"А что мне теперь - на русский переводить?" - с некоторой обидой в голосе спрашивают некоторые "русофобы", из чего становится ясно, что резюме им кто-то составлял по заказу.
Господа, мы уже об этом писали - даже при устройстве в инофирму, человек, который первым будет рассматривать ваши данные, наш соотечественник и читать по-русски ему удобнее.
Наконец, стандартный вопрос, вызывающий стандартные затруднения, - минимальный уровень заработной платы. Агентству необходимо это знать, чтобы предлагать вам вакансии, начиная от этой суммы. Разумеется, нельзя себя недооценивать - иначе вряд ли другие оценят вас выше. И все же ваш оклад образуется из нескольких факторов: сколько получают в среднем специалисты вашего профиля и квалификации на рынке; сколько вы получаете на нынешнем (или получали на последнем) месте работы; сколько вам необходимо для нормального существования. Вычислите среднее арифметическое и эту цифру указывайте. Можете проконсультироваться у сотрудников агентства - они помогут. Но не пишите, пожалуйста, заведомо завышенные цифры - торговаться можно и нужно с работодателем, с агентством - бесполезно: ни оно вам, ни вы ему не платите. Впрочем, это тема отдельной статьи.
Для тех, кто высылает свои данные (CV или анкету) по электронной почте. Господа, в данном случае результат важнее, чем оформление. Поэтому, если вы хотите продемонстрировать красочно оформленный документ, отправляйте его по факсу. Для E-mail лучше использовать самые простые форматы и самые простые кодировки, чтобы данные было легко (а) прочитать и (б) обработать сразу же по получении.
Наконец мы добрались до собеседования - и вновь приходится повторяться. За подробностями можно обратиться к статье в CW #60, но несколько положений напомним.
Когда у вас появится возможность задать вопросы работодателю, спрашивайте его о деятельности фирмы - это поможет вам принять решение, а также приятно человеку, который с вами беседует, и, кроме того, демонстрирует вашу заинтересованность именно в данной работе, а не в размерах зарплаты и т.п. Это обязательно оценят.
Уверенность в себе - обязательное условие успешного собеседования. Но не стоит пережимать. На одном собеседовании специалист начал объяснять работодателю, что деятельность его фирмы устарела, что все надо менять - поневоле это истолковывалось, как "дураки вы все", хорошо, что вслух не прозвучало. Угадайте, почему не подошел этот человек, очень грамотный специалист, между прочим?
Мы посвятили этому не одну статью, но практика показывает: раз за разом повторяются одни и те же ошибки. Надо быть внимательней.
Теперь о территориальном факторе. Специально обращаемся к иногородним читателям CW, приславшим в агентство свои анкеты. В силу объективных причин, и в первую очередь из-за состояния компьютерного рынка России, мы не сможем сразу же что-нибудь вам предложить. При появлении вакансии в вашем регионе мы немедленно вас известим.
В агентстве сложился достаточно большой банк данных иногородних компьютерщиков. Но заказ из регионов поступил пока только один. К тому же несложно понять, что большинство региональных специалистов, приславших свои анкеты и CV, ищут работу в Златоглавой.
Практика же показывает, что только уникальные спецы могут найти московскую работу, находясь в других городах. Чаще всего здешний работодатель и слышать ничего не желает о людях из регионов. И это понятно. Вот, если вы уже живете в Москве или области (часто даже без всякой прописки) - пожалуйста! Ваши шансы ненамного меньше, чем у коренных москвичей. Хотя здесь, несомненно, стоит запастись надежными рекомендациями. Знаете, с какой опаской относятся к категории "я художник неместный - попишу и уеду". Но в большинстве компьютерных компаний столицы есть свои "ненатурализованные" жители Москвы. Более подробным освещением этого вопроса мы еще займемся в наших следующих статьях.