компании исчисляют срок своего пребывания в России пятью годами, учитывая то время, когда Oracle был представлен здесь через партнеров. Что же касается событий, происходящих сейчас, глава представительства компании в Москве Раде Побулич назвал их "хорошей экспансией". Маркетинговая политика Oracle действительно весьма активна, о чем свидетельствуют хотя бы темпы продвижения компании по СНГ: она имеет представительства в Алматы и Новосибирске, а по словам менеджера по продажам на территории России Радмило Лукача, до конца года будут открыты еще шесть региональных представительств.
Технический менеджер компании Михаил Голдин считает, что среди российских покупателей уже наметилась тенденция выбирать продукты, исходя (и, подчас, в первую очередь) из предоставляемого производителем сервиса. Это как нельзя лучше соответствует идеологии компании. Ее служба консалтинга имеет два подразделения: одно отвечает за распространение продуктов Oracle, а другое занимается разработкой систем для конкретных заказчиков. По словам Голдина, в некоторых случаях последнее способно "продавать системы по телефону" - во всяком случае, технические специалисты могут извлечь из телефонного разговора с потенциальным клиентом достаточно информации для того, чтобы наметить план разработки.
Очень важной в Oracle считают программу обучения. Менеджер по обучению Иван Дылевский рассказал о возможностях и конкретных планах компании по развертыванию обучения в России. Интересно, что в некоторых странах существует прямой телевизионный канал Oracle Channel, по которому, в частности, передаются образовательные программы. В телевизионной программе обучения на Западе поддерживаются возможности связи с преподавателем. Развернуть подобную систему можно и в Москве - достаточно установить телевизионную антенну, - но эти курсы читаются только на английском, немецком и французском языках, так что пока компания осваивает возможности традиционных учебных классов.
Помимо этого, в 50 вузах России развернута "Университетская программа" Oracle, в рамках которой учебные заведения, имеющие соответствующую техническую базу, за действительно символическую плату (500 долларов) приобретают лицензию и получают право обзавестись любым пакетом Oracle. В планы компании входит сотрудничество еще со 150 вузами.
Разумеется, представители Oracle не могли обойти вниманием тему сетевого компьютера. Однако, дабы не вдаваться в очередной раз в ставшую уже почти привычной дискуссию, представители компании сообщили, что ждут появления в Москве нескольких таких устройств, позволяющих вести более предметный разговор. Впрочем, несмотря на новизну идеи, у систем, развернутых на основе архитектуры сетевого компьютера, уже есть покупатели. Производством NC занимаются, например, компании Tandem и Funai; со временем предполагается производить его и на Украине.
По окончании пресс-конференции Раде Побулич сказал несколько слов в продолжение другой, не менее горячей дискуссии - по поводу Universal Server. Компания придерживается идеологии расширения базы данных независимыми объектами - картриджами, которые реализуют различные типы данных и взаимодействуют с базовой системой через протокол CORBA. По мнению Побулича, подобный подход избавляет от опасности, которую несет в себе продукт их основного конкурента - компании Informix. Последний представляет собой единый продукт, однако сбой одного из модулей, поддерживающих расширенные типы данных, может отразиться на базе данных.
База данных Oracle 7 с уже существующими расширениями способна дать представление о возможностях Universal Server компании Oracle. Однако существует ли потребитель, способный востребовать их в полном объеме? Во всяком случае, пока компания работает с клиентами, нуждающимися в поддержке определенной ограниченной части типов данных, например карт или данных, характерных для банковской деятельности.