Будущее полиграфической индустрии немыслимо без цифровых технологий. Ультрасовременные полиграфические и издательские технологии - цифровая печать, производство дисков CD-ROM и создание страниц Internet - штурмуют "бастионы" традиционной офсетной печати.
"Завоеватели" вооружены новыми инструментами и идеями; они переманивают на свою сторону все больше и больше крупных клиентов, которые раньше были вынуждены нести свои заказы в обычные типографии.
Представители традиционной полиграфии постепенно теряют монополию на публикацию информации. Более того, понятие "печать" быстро уступает место термину "издание". Печать теперь рассматривается лишь как один из возможных результатов издательского процесса.
Самые "обсуждаемые" технологические новинки на выставке - средства для репродуцирования малотиражных изданий, индивидуализации полиграфической продукции и цифровой печати. Это стало возможным благодаря относительно молодой технологии непосредственного переноса на бумагу материалов, подготовленных в цифровом виде.
Пожалуй, самое очевидное преимущество цифровой печати состоит в том, что она делает экономически оправданной цветную печать совсем небольших тиражей. Так, по мнению руководителя датской фирмы-изготовителя машин для цифровой печати Indigo NV Вейланда Хикса, это наиболее подходящее решение для тех заказчиков, которым необходимо в кратчайшие сроки напечатать 30-40 экземпляров документа. Некоторые полиграфические центры уже разработали для себя новую стратегию - организацию полностью цифрового технологического процесса. "Очень трудно найти другое приемлемое решение этой задачи", - утверждает Хикс. Хикс считает, что господствующая сейчас технология офсетной печати переживает конечную стадию развития. Для перехода к цифровой технологии может потребоваться от одного до пяти лет, но этот процесс будет гораздо более значимым, чем переход от высокой печати к офсетной.
Кроме того, Хикс отмечает, что скорость роста рынка производства продукции методами цифровой печати, в которой сочетаются элементы офсетной технологии и высокоскоростного цветного копирования, в четыре-шесть раз выше, чем для всей остальной полиграфической продукции. В доказательство он приводит показатели компании Charles A.Pesko Ventures, которая в 1993 году изготовила на машинах для цифровой печати продукции на общую сумму 1,9 млрд. долл., в 1995 году - на сумму 3,5 млрд. долл., а к 2000 планирует выйти на рубеж 11 млрд. долл.
Однако не все считают, что путь набирающего ход "катка" цифровой печати усыпан розами.
"Цифровая печать - это великолепная технология, которая еще не нашла своего рынка и пока не является общепризнанной", - утверждает Саймон Льюис, менеджер по маркетингу израильской компании Scitex, специализирующейся на производстве оборудования для цифровых допечатных процессов.
Специалисты полагают, что одним из важнейших этапов распространения цифровой печати станет преодоление довольно низкого пока порога рентабельности тиража. Цифровое оборудование "пойдет" в типографии, когда на нем будет оправдано печатать заказы в несколько тысяч копий.
Важное достоинство - оперативность. Цифровое оборудование позволяет принять заказ по Internet из любого уголка мира и напечатать тираж в течение нескольких часов. Однако большинство клиентов вполне согласно довольствоваться сроками от одного до нескольких дней.
В некоторых случаях цифровые технологии просто не в состоянии удовлетворить всем требованиям заказчика; например, пока не обеспечен необходимый уровень защиты от подделки.
Потенциальных покупателей волнуют также вопросы цен. Заказчиков интересует, главным образом, себестоимость продукции цифровой печати и цены на оборудование. Они выжидают, считая, что в ближайшие один-два года цены стабилизируются.
Хотя техническая сторона дела также представляет определенный интерес, основной вопрос, который предстоит решить полиграфистам - это стратегия.
"Прошедшие пять лет показали, что полиграфическим фирмам трудно выжить в условиях жесткой конкуренции, если они используют только традиционные технологии печати, - отметил Льюис из фирмы Scitex. - А в следующем пятилетии обычного офсета будет явно недостаточно, чтобы обеспечить процветание на рынке печатных услуг."
Молодые компании, которым по вкусу самые новейшие технологии, настроены иначе. "Большинство полиграфических фирм считают себя просто типографиями. Но наиболее передовые представители этой отрасли относят себя к "фабрикам информации"", - сказал президент консультационной фирмы Terry A. Nagi & Associates Терри Наги.
У молодых фирм появилась возможность завоевать себе место под солнцем на совершенно новых, ранее не существовавших рынках, пока солидные компании занимаются, в основном, интенсификацией использования установленного у них оборудования.
Наряду с крупными фирмами, которые пока выступают только в роли сторонних наблюдателей, существуют и такие компании, как Big Colour, основанная два года назад. В ней работает шесть специалистов по компьютерной графике, которые выполняют разовые заказы, изготавливают плакаты, а также разрабатывают интерактивные киоски и страницы Web. В своей работе они используют сетевую издательскую систему DocuTech фирмы Xerox, цветной принтер фирмы Tektronix и другое оборудование.
По некоторым оценкам, сейчас в полиграфической отрасли только 30% деятельности связано с производством, остальное же касается работы с материалами, управленческой деятельности, маркетинга, продажи и тому подобного. Поэтому печатникам не мешало бы изменить привычный образ мыслей. И эти изменения, хотя и медленно, происходят.
Вне зависимости от номенклатуры техники, которая находится в машинном зале, все печатники понимают, что так или иначе цифровое будущее - наш общий удел: невероятный рост Internet красноречивое тому доказательство. Однако многие полиграфисты не хотят связываться с Internet и, более того, имеют весьма туманное представление о том, что это такое. Таким образом, она сами готовят себе нелегкую жизнь. Это не значит, что поголовно всем печатникам нужно заниматься услугами, связанными с Internet, но обязательно нужно начинать ее изучение.
Многие уже предпринимают определенные шаги в этом направлении, рассматривая Internet как средство для распространения руководств, обмена технической и другой информацией. В Англии компания Globalprint UK создала специальную службу для печатников и специалистов по компьютерной графике, которая связывает более 2000 страниц из 3000 компаний в 60 странах на 9 языках.
Однако переход к электронным методам ведения бизнеса затрудняет наличие на рынке множества различных продуктов, несовместимых друг с другом. Пока не существует форматов электронных документов (EDI), адекватных сложности используемого в полиграфической промышленности оборудования.
Главное, на что сейчас следует обращать внимание печатникам - это учет всех аспектов внедрения цифровой технологии при разработке стратегических планов. Процветающий полиграфист в ближайшем будущем сможет использовать не только офсетную технологию, но и цифровую печать, создавать диски CD-ROM и т.п.
Офсетная технология по-прежнему будет доминировать для печати крупных тиражей изданий с длительным жизненным циклом, а цифровая печать заполнит те ниши, в которых применять офсет окажется невозможным по экономическим или другим причинам.
"Сейчас печать следует рассматривать только как дополнение к цифровым носителям. Мы сами должны создать новый рынок, учитывая те возможности, которые открывает цифровая технология. Никто не сделает это за вас", - сказал Наги.
Его изречение: "Мир, в котором мы живем, умирает!" Это предупреждение всей отрасли лишний раз свидетельствует о серьезности изменений, ожидающих полиграфистов в следующем десятилетии.