Даже если вы вполне подходите, скорее всего, он (наниматель или кадровик) пригласит еще несколько кандидатов, чтобы убедиться, что вы действительно лучший.
Вне зависимости от того, по каким каналам вы ищете работу, собеседование - самый важный и неизбежный этап поиска. А потому подготовиться к нему необходимо основательно. Ведь несмотря на то, что компьютерный рынок - самый передовой и нас окружают самые передовые технологии, принципы найма на работу во все времена и повсюду одни и те же. Решения принимаются на основании оценки кандидата на уровне "понравился - не понравился".
Собеседований (или интервью) может быть два. Первое - в кадровом агентстве или отделе кадров нанимающей организации. Второе, если вы произвели должное впечатление на кадровиков, непосредственно с работодателем. Обычно это директор, если речь идет о частной небольшой фирме, или же ваш непосредственный начальник. Впрочем, в одной довольно известной компьютерной компании собеседование проводит супруга президента. В некоторых компаниях собеседований может быть и три. В московском представительстве крупной американской корпорации - их четыре или пять. С разными людьми, русскими и американцами. Зачем? Сложно сказать. А вот зачем нужно собеседование в "рекрутинговом" агентстве, ответить можно.
Чаще всего, это стандартное пожелание нанимателя. Работодателю не хочется тратить свое драгоценное время, общаясь со всеми претендентами на открытую им вакансию. Если кадровое агентство просматривает, к примеру, 6-10 кандидатур, то наниматель - клиент агентства, довольно часто выбирает из 2-3 специалистов, предложенных ему этим агентством. Точнее, выбирает из 2-3 профессионалов, соответствующих его основным требованиям. Причем некоторые дополнительные требования к кандидатам могут быть, как бы это сформулировать, весьма деликатны. Типичный пример - презентабельная внешность. И это, господа, не о девушке - секретаре в приемную, а о мужчине - инженере в сервис-центр!
Работодатель - обыкновенный человек, со своими странностями. Не ждите от него абсолютной объективности. Пожелания к специалистам-компьютерщикам могут оказаться такими: "молодой, тихий, семейный, чтобы в коллектив вписался", или "чтобы коньяку мог выпить", или "чтобы дверь ногой открывал", или "без тормозов, как Коля Деньдюбель" и т.д. И агентство начинает выяснять степень "громкости" специалиста, наличие любви к коньяку, умение открывания двери без помощи рук и кто такой Коля Деньдюбель.
Если наниматель ищет специалиста через кадровое агентство, он зачастую до последнего момента желает сохранить инкогнито. В особенности это касается известных компьютерных компаний. Поэтому многие предложения могут звучать следующим образом: "крупная фирма по разработке ПО приглашает..." или "компании-интегратору требуется...". Вас это не должно пугать. Бизнес, знаете ли, конкуренция.
Но как только вы узнаете название организации, в которой вам, возможно, предстоит работать, постарайтесь раздобыть как можно больше информации о ней. Вас должно интересовать все: форма собственности, участие иностранного капитала, позиционирование на рынке, направления деятельности, клиенты, вендоры (поставщики), наличие филиалов и представительств, даже "рабочее железо" и используемое ПО. В первую очередь, вы поймете, стоит ли эта структура вас. Вы рискуете не меньше, чем работодатель. Даже больше - вы же себя, любимого, продаете. Поэтому стоит не полениться на данном этапе.
Источники сведений могут быть самыми разнообразными: справочники, статьи, прямая реклама в специализированной периодике, каталоги профильных выставок. Хорошее кадровое агентство всегда поможет в этом деле, ведь его задача - трудоустроить вас.
По возможности пообщайтесь с сотрудниками компании, и бывшими в том числе. Как вариант - попробуйте получить информацию от одного из клиентов или поставщиков этой организации. Если вам удастся хоть что-нибудь узнать о должностном лице, которое будет вас "собеседовать", - великолепно!
Работодателю это всегда льстит. Даже если компания имеет устойчивое имя на рынке. И наоборот - может не понравиться, если кандидат ничего не знает о деятельности фирмы, где он хочет работать.
Захватите с собой экземпляр резюме, даже если вы его уже высылали по факсу. Работодатель мог получить его не полностью, потерять, где-то забыть, случайно выбросить, залить кетчупом.
А теперь несколько советов из практики.
Сперва о пунктуальности. Приходите в назначенное время. Можете опоздать на 5-10 минут, но не являйтесь раньше срока: этим вы можете поставить в неловкое положение того, к кому вы пришли.
Больше чем на 10 минут не опаздывайте!
Что интересно - более половины приглашенных на собеседование приходят не вовремя, хотя, казалось бы, что может быть проще. Особенно, если время и место встречи известно заранее.
Внешний вид компьютерщика - это особая тема. Есть устойчивое представление о том, как должен выглядеть классический программист. Щетина, неаккуратная прическа, странная одежда. Совсем не обязательно выглядеть как на дипломатическом приеме, но, друзья мои, нестираный свитер и старые кроссовки - это никуда не годится. Билл Гейтс, разумеется, может позволить себе носить все что угодно. Но он и на собеседования уже давно не ходит. Тем более, что эти собеседования могут проводить дамы (так называемые специалисты по кадрам - в основном - женщины), которые мало знают о вашей специализации, а из компьютерных программ хорошо знакомы только с Winword. Они могут вынести приговор на основании того, как вы выглядите.
И еще один деликатный момент. Вспомните телевизионную рекламу: симпатичая журналистка сообщает, что она работает с людьми, и потому у нее всегда с собой tic-tac... Вы понимаете, о чем я говорю?
На остальные интересныее темы - в следующем номере.