выбор между отчетливостью линии (цифра) и мягкими переходами цветовых пятен (аналог). В отличие от Бабеля, производители и разработчики аппаратного обеспечения возможности для выбора не оставляют. Цифра.
Это уже произошло с миром звука. Ламповые усилители и виниловые пластинки остались предметом интереса богатых ценителей. Для всех остальных - CD и транзисторы. Никогда не забуду аннотацию к CD Аниты Тиккарам. "Мы записали эту пластинку на лучшем цифровом оборудовании, гарантирующем отличное звучание. Очень жаль, что мы не смогли позволить себе воспользоваться аналоговой студией". Звук был действительно очень хороший. А о пиетете профессионалов перед аналоговыми системами мы еще поговорим.
Цифровые системы все более уверенно захватывают позиции в области видео. И в издательских технологиях последние участки производственных процессов, на которых используется аналоговое представление, вот-вот сойдут на нет.
Подготовка любого издания начинается с аналоговых данных (например слайд) и ими же заканчивается (фотоформа). Оцифровка аналоговых данных и перевод цифрового представления в аналоговое - самые дорогостоящие и самые сложные участки в цепи. Что-то иррациональное есть в процессах сканирования и вывода на пленку. Два оператора солюдают одинаковую последовательность действий и получают разный результат. С цифровыми данными такого не случается. Что же касается денег, то, если вы собираетесь приобрести издательский комплекс - отложите половину средств на сканеры и фотонабор, и не ошибетесь.
И вот под эту цифроаналоговую синекуру в последнее время ведется планомерный подкоп. Первыми должны сойти на нет сканеры. Еще этим летом американские эксперты предсказывали спад продаж. По их мнению, люди остерегаются вкладывать деньги в это оборудование, поскольку с развитием цифровой фотографии скоро станет нечего сканировать. Владельцы сканеров, не принимайте это утверждение близко к сердцу. У вас еще очень долго будет, что сканировать. Но имейте в виду, каждый месяц на рынке появляется новый цифровой фотоаппарат.
Свои цифровые камеры уже предложили Apple, Kodak (и не одну), Agfa, Sony и еще больше десятка компаний. Поставляются фотоаппараты от дешевых (все, конечно, относительно) "мыльниц", до дорогих аппаратов для студийной съемки. Самый дорогой из которых едва ли дороже дешевого барабанного сканера.
Как всегда, цифровые решения привлекают простотой использования, скоростью и невысокими, по сравнению с аналоговыми системами, ценами. Как всегда профессионалы уверяют, что цифровые решения для них не подходят и их как всегда не хотят слушать.
Спросите телевизионщика со стажем, что он думает о нелинейных (цифровых) монтажках. Он не думает о них ничего хорошего. В лучшем случае назовет цифровую студию игрушкой для дилетантов. То же самое скажут о цифровых фотоаппаратах мастера студийной съемки.
Меня всегда интересовало, на первый взгляд, совершенно иррациональное пристрастие профи к аналоговым устройствам. Первое, что приходит на ум в этой связи, - защита цеховых интересов. Раньше только небольшой круг избранных мог издать книгу, записать пластинку, создать видеофильм. Вполне естественно, что избранным не понравится дешевое устройство, при помощи которого любой человек "с улицы" сможет делать практически то же самое. И оказывается, что цифровая техника не так передает полутона, или обертона, или еще что-нибудь, короче ни на что не годится.
В то же время нельзя не согласиться, что аналоговое представление гуманнее. Когда имеешь дело с аналоговыми данными, кажется, что работа получается более личной. Волшебная возможность изменить параметр не на строго определенное число единиц и процентов, которое немедленно появится на дисплее, а на чуть-чуть, на величину которую могут уловить только кончики пальцев оператора, завораживает. Жаль, что с этим придется расстаться.
Как уже говорилось, первый кандидат в динозавры - сканер. Уже существуют носители, которые позволят цифровому аппарату хранить те же 36 кадров, что вмещает стандартная пленка. Осталось еще немного повысить качество ПЗС-матриц, снизить на них цену, и дешевые цифровые аппараты потеснят на потребительском рынке аналоговые "мыльницы". К тому же они отлично вписываются в полностью цифровое окружение современного человека.
Кандидаты два и три - печатная машина и фотонаборный автомат. Почему бы не подключить к компьютеру эдакий принтер, который печатает готовые офсетные формы. Будет еще лучше, если он станет печатать непосредственно тираж. И тот и другой варианты уже реализованы. Системы печати прямо-на-плату (direct-to-plate) действительно печатают прямо на плату, а системы условно называемые "цифровым офсетом" замечательно выдают небольшие тиражи без использования офсетных плат. Были бы они еще покачественнее и подешевле. Тогда уксусный запах проявочных реактивов навсегда выветрился бы из нашей редакции.
Следующее на очереди стоит бумажное (аналоговое) издательство, как таковое. Достаточно вырасти первому поколению, которое будет учиться читать по экрану монитора. И сейчас уже не очень понятно, зачем читать сегодня на бумаге то, что уже месяц назад можно было найти в Internet. А на Internet найдешь практически любое издание, выходящее на русском языке, от желтой прессы до иллюстрированных журналов.
Дальше в очереди стоит все на свете. При помощи компьютера можно читать виртуальные книги, болтать с виртуальными собеседниками, знакомиться с виртуальными женщинами. Можно зайти в цифровой магазин и заплатить за пиццу виртуальные деньги. То, что реальную еду нельзя доставить по цифровым каналам, раздражает, но я уверен, над этим уже работают. Моя собственная аналоговая оболочка кажется неуместной в этом цифровом парадизе. Впрочем, вполне вероятно, что кто-то уже успешно трудится и над этой проблемой.
Денис Самсонов - главный редактор журнала "Publish/Русское издание". С ним можно связаться по электронной почте: denis@osp.ru