С вице-президентом компании Novell (отделение GroupWise) встретились Алексанр Авдуевский (LAN Magazine/Русское издание) и Игорь Левшин (Computerworld Россия).
Какова атмосфера в Novell? Происходят ли какие-то революционные изменения в стратегии после ухода Роберта Франкенберга?
С появлением Джо Маренджи Novell стала агрессивней. Больше внимания уделяется рекламе, изучению покупательского спроса. Компания стала быстрей реагировать на события на рынке. Я думаю, что результаты этого скоро будут заметны.
Вы считаете, в этом была основная ошибка Франкенберга? Недостаточное внимание маркетингу и рекламе?
Я бы так не сказал. Это просто особенность личности Маренджи - он более агрессивен по своей природе.
В прошлом Novell делала решительные шаги, например сначала купила Unix, потом продала. Что в будущем? Собирается ли компания покупать новые технологии?
Novell стремится утвердиться на рынке решений для Internet/intranet. Мы делаем Web-серверы, операционную среду и интересуемся новыми открытыми стандартами, особенно Java. Я не слышал о конкретных планах покупки технологий, но мы к этому готовы, следим за новостями.
Существует мнение, что Novell сильна в файловых серверах, а в серверах приложений - не очень. Вы согласны с этим?
Я думаю, Java и здесь сыграет свою роль. Появится много распределенных приложений, которые будут хорошо работать на наших серверах.
Вы хотите заранее занять место на рынке intranet в расчете на будущие доходы или надеетесь на немедленную отдачу?
Вы хотите сказать, что большинство компаний пока не извлекает материальных выгод от использования intranet? Тогда вы абсолютно правы. Я считаю, что у нас здесь большие перспективы. Прежде всего, я говорю о GroupWise, потому что отвечаю за маркетинг этого продукта. Мы поставляем средство обмена информацией: обмен сообщениями, планирование совместных проектов, голосовая почта, факсы. Если мы добавим к этому возможности intranet и все удобства работы с применением браузеров в качестве интерфейсов обычных ПК, выгоды будут заметны сразу, предприятия получат немедленную отдачу от быстрого и удобного доступа к информации. Я сам все время пользуюсь intranet и знаю, насколько это повышает эффективность работы. Сейчас для того, чтобы выжить, надо все время искать способы добавить к своему продукту какие-то новые возможности, придать ей дополнительную ценность. Для таких компаний intranet - лучший способ. Он поможет им заработать деньги, а значит, и нам.
Как Вы проводите локализацию продуктов, сами или при участии местных специалистов?
Речь здесь может идти об использовании двухбайтовых кодировок. Мы создаем наш GroupWise так, чтобы он работал и с однобайтовыми, и с двухбайтовыми кодировками. Сама технология не меняется, программу не надо переписывать. Надо просто перевести те сообщения, которые появляются на экране. Версия GroupWise 5 выйдет одновременно на нескольких языках, в том числе и в двухбайтовой японской кодировке. Потом она появится еще на 15 языках мира. Для создания русской версии, нам надо послать файлы с текстами в Россию, где их переведут и пришлют обратно в Novell. Я не вникал в подробности, знаю только, что мы посылаем диск, он приходит переведенный, и все работает.
Что Вы думаете о позиции GroupWise в России, где чаще используется cc:Mail или MS Mail.
Давайте вспомним, как было раньше. В 1991-м GroupWise была на 7 месте. В июне 1993-го вышла версия 4 и GroupWise заняла 3 место. Сейчас мы уже почти вторые. Вообще складывается интересная ситуация: позиции Microsoft Exchange, Lotus cc:Mail и GroupWise приблизительно равны, отрыв невелик. Мы верим, что наша технология работы с планировщиком заданий, с календарем, с голосовой почтой более передовая, чем в Lotus Notes, в cc:Mail или в Microsoft Exchange, и что за счет этого мы вырвемся вперед. Internet в этой битве будет иметь тоже очень большое значение. Может быть, cc:Mail более популярна в России, но рынок здесь очень велик и есть все основания надеяться на успех.
Novell в нашей стране ассоциируется прежде всего с NetWare. Многие здесь не ожидали, что Novell будет уделять GroupWise практически столько же внимания, сколько и своей ОС.
Да, Novell в равной степени занимается NetWare, GroupWise и ManageWise. Они дополняют друг друга. При помощи ManageWise удобно управлять сетью, а GroupWise позволяет быстро окупать затраты на сетевое ПО, потому что она помогает в работе.
Есть страны, традиционно ориентированные на мэйнфреймы, скажем, Германия. Все больше стран ориентируется на архитектуру клиент-сервер. Novell как-то учитывает эти особенности?
Novell всегда старалась быть платформенно-независимой. Мы не занимаемся мэйнфреймами, потому что они, на наш взгляд, бесперспективны: стоят слишком дорого, и все больше компаний от них отворачивается. Но мы делаем шлюзы для работы с ними.
Что Вы думаете о будущем бездисковых компьютеров?
Я думаю, что этот поворот произойдет. Он будет на руку Novell, поскольку наша система предполагает хранение большей части информации на сервере. Получить доступ к GroupWise можно будет и через обычные или мобильные ПК, и по телефону, и с сетевых компьютеров, и с терминалов, и с PDA. Это очень удобно.
NetWare конкурирует с Windows NT, GroupWise с MS Exchange и cc:Mail. Стратегия для NetWare и для GroupWise одна и та же?
Агенты GroupWise исполняются на сервере NetWare с NDS, но GroupWise может работать и на Windows NT. MS Exchange будет устанавливаться только с Windows 95 на клиенте и Windows NT на сервере. Если у предприятия именно такая архитектура сети, это, может быть, и неплохое решение. Но GroupWise исполняется с клиентом под Macintosh, Unix, всеми Windows и с сервером Novell, Unix, с OS/2 или с Windows NT. Мы не давим на предприятие, не вынуждаем менять платформу, а даем решение для той сети, которая уже существует. Я считаю, что наш продукт гораздо более гибкий, чем MS Exchange.
В какой степени успех GroupWise зависит от NetWare?
Конечно, когда GroupWise работает с NetWare, она работает быстрее, хотя бы потому, что NetWare превосходит Windows NT, и пользователи остаются довольны. Когда у вас и NetWare и GroupWise, затрат на администрирование меньше, потому что в GroupWise и в NDS можно пользоваться одними и теми же средствами для него. Но, по нашим данным, только около половины покупателей GroupWise являются пользователями NetWare.
То есть Вы думаете, что часть пользователей перейдет на NetWare после того, как привыкнет к удобствам GroupWise?
Да, такое бывает, и, я думаю, будет происходить все чаще.
У Вас есть программа перехода от других ОС к NetWare или от cc:Mail к GroupWise?
Да, есть. С cc:Mail на GroupWise в один день не перейти. У нас есть специальные наборы утилит, включающие шлюзы к cc:Mail, Lotus Notes и другим. Предприятие продолжает работать, скажем с cc:Mail, но в системе есть и GroupWise. По мере ее освоения прибавляются новые пользователи, и информация постепенно перемещается в GroupWise. Все сообщения, которые поступают на адреса cc:Mail, начнут поступать к тем же пользователям уже по адресам GroupWise, вся информация о конфигурации системы конвертируется. Так что можно переходить на GroupWise всем предприятием, а можно и по частям, постепенно. Прошлой осенью у нас была большая кампания, мы помогали пользователям перейти на эту программу с MS Mail и позже, весной, с Microsoft Exchange. Примерно 50-75 тыс. пользователей продуктов Microsoft перешли тогда на GroupWise.
Novell предлагает новый стандарт передачи через Internet
Недавно компания Novell объявила о том, что она собирается представить на рассмотрение IETF (Internet Engineering Task Force) свой проект спецификаций для создания LDPA (Lightweight Document Printing Application - приложений для печати младшего класса), которые позволяет организовать печать через Internet.
Двенадцать ведущих компаний печатной индустрии поддержали инициативу Novell по созданию нового стандарта. В случае принятия LDPA станет более простой альтернативой протоколу ISO 10175, который сегодня используется большинством производителей в сфере печатных технологий печати через Internet и внутрикорпоративные сети. Это также обеспечит совместимость, необходимую для поддержки всего диапазона используемых систем.
"Novell берет уже признанное, то есть стандарт ISO, делает его достаточно простым для использования в сетях Internet, и встраивает его поддержку в протоколы Internet", - пояснил Боб Феннел, аналитик компании Dataquest. Благодаря целому ряду шагов по совершенствованию протоколов Internet компания Novell и ее деловые партнеры занимают ведущее положение на рынке продуктов для печати через Internet.
Если предложенный стандарт будет принят и реализован, то производители принтеров и компании, оказывающие услуги в сфере печати, смогут предложить готовые решения по пересылке запросов на печать и управлению печатью в Internet и внутрикорпоративных сетях.
Некоторые службы печати используют стандарт ISO 10175, известный более как стандарт DPA. При наличии поддержки нового проекта протокола производители принтеров смогут улучшить свойства совместимости, предлагая пользователям простые способы посылки запросов на печать и управления самим процессом. Новый стандарт был поддержан компаниями Adobe Systems, Canon Computer Systems, Hewlett-Packard, IBM, Intel, Lexmark International, QMS, Ricoh, Sharp Electronics, Textronix, Toshiba America Information Systems и Xerox. MPA (Multifunction Peripheral Association) также одобрила предложенный проект, и будет работать над расширением и усовершенствованием этой спецификации для обеспечения поддержки факсов, сканеров, копировальной техники и других устройств, сообщили представители ассоциации.