Российские Internet-провайдеры (удаленный терминал и Dial-IP)
Павел Храмцов
В предыдущих статьях этого цикла были рассмотрены общие затраты на подключение к Internet через различных российских Internet-провайдеров и затраты на работу с ресурсами сети в режиме электронной почты. Однако Internet - это прежде всего режим on-line; его возможности как раз и привлекают многих пользователей Internet. Справедливости ради отметим, что данная группа пользователей не является доминирующей в российском секторе сети. Так, если общее число пользователей сети Relcom исчисляется сотнями тысяч, то количество тех, кто так или иначе использует доступ on-line, на порядок, а то и на два меньше.
Несмотря на все усилия российских Internet-провайдеров и отсутствие прагматизма у отечественных пользователей, количество людей, пользующихся доступом в режиме on-line, все же уступает числу тех, кто предпочитает UUCP.
Я думаю, что картина будет еще нагляднее, если присовокупить к UUCP услуги электронной почты, которая используется при других типах подключений.
У индивидуального пользователя есть две возможности для подключения в режиме on-line. Первая - получить доступ в режиме удаленного терминала, вторая - подписаться на режим Dial-IP. Но, собственно, для чего нужен доступ в режиме on-line?
Для обмена информацией между партнерами режим on-line не нужен. В современном сообществе сетей Internet почта распространяется по протоколу SMTP (при трансляции в другие почтовые системы используются аналогичные по возможностям протоколы, например X.400). Главное отличие этих протоколов от UUCP в том, что если почтовый ящик абонента, которому направлено сообщение доступен, т.е. с почтовым агентом на удаленной машине можно установить соединение по 25-му порту (порт SMTP), то сообщение будет передано практически немедленно.
Российские провайдеры подключены к сети таким образом, что с их компьютеров можно установить SMTP-соединение с почтовыми агентами в Internet (обычно это программы sendmail). Все пользователи в российском секторе Internet (как UUCP-пользователи, так и все прочие) имеют почтовые ящики в пуле провайдера, за исключением тех, кто сам поддерживает прием/отправку почты по SMTP. Последнее означает, что скорость доставки не зависит от типа подключения. А вот цена подключения варьируется, и довольно сильно. При рассылке почты по СНГ использование Dial-IP обойдется почти в десять раз дороже, чем UUCP. Что касается международного трафика, UUCP будет стоить в два раза дешевле Dial-IP.
Рассуждая таким образом, я ни в коей мере не призываю возвращаться в прошлое, лет эдак на пять назад, когда UUCP был единственным способом подключения к сети. Но все-таки перед подключением к сети нужно определить, какова цель ее использования. Многие зарубежные фирмы, напрямую не связанные с вычислительной техникой, довольствуются электронной почтой и при этом отлично себя чувствуют.
Реально режим on-line нужен только для интерактивных контактов с пользователями сети и для просмотра интерактивных ресурсов типа страниц World Wide Web. Получить выполняемые модули или справки можно и по почте, не прибегая к интерактивному доступу к FTP-архивам.
Рассмотрим более подробно возможности вышеперечисленных интерактивных методов подключения к сети.
Режим удаленного терминала
В режиме удаленного терминала пользователь получает доступ на компьютер провайдера подобно тому, как это происходит по команде telnet. При этом работать можно только в алфавитно-цифровом режиме.
Для работы в режиме удаленного терминала нужно зарегистрироваться на компьютере провайдера, т.е. иметь там account и какую-либо коммуникационную программу типа term95 из набора Norton Commander. Такой режим - наиболее оптимален для пользователей 286-х компьютеров, которым недоступна работа в MS-Windows. Кроме того, могу сказать из личного опыта, что и прием и передача данных на сильно зашумленных линиях, при частых обрывах связи гораздо лучше осуществляется при использовании режима удаленного терминала, т.к. при передаче по Z-modem данные всегда можно дослать, а при работе по IP сделать это затруднительно.
Провайдер обеспечивает регистрацию и поддержку account для удаленного пользователя, учет времени соединения на линии и, в очень редких случаях, учет трафика (AO Relcom). Как видно из таблицы 1, далеко не все провайдеры предоставляют доступ к своим ресурсам в режиме удаленного терминала. Вразумительное объяснение подобной политике найти трудно. Число владельцев старых ПК достаточно велико (хотя и оно быстро сокращается) - это как раз те пользователи, которые могли бы реально подключиться в режиме удаленного терминала.
На мой взгляд, удаленному терминалу в некотором смысле не повезло. UUCP в течение нескольких лет был единственным способом доступа к сети. А вот удаленный терминал и Dial-IP появились практически одновременно. Кроме того, удешевление персоналок привело к тому, что машины, способные работать с графическими интерфейсами, быстро вытеснили старые аппараты не только из офисов, но и из дома.
Если проанализировать затраты разных провайдеров при подключении по удаленному терминалу, то в глаза бросаются одинаковые у всех тарифы на соединение с провайдером и большой разнобой по другим статьям.
Первое объясняется просто - цена диктуется телефонными компаниями и едина для всех. Все остальное сильно зависит от политики, проводимой провайдером. Так, стоимость регистрации колеблется от 5 до 50 у.е. Картина по учету трафика еще более впечатляюща: одни его учитывают, а другие нет. Однако рано или поздно все должно сравняться. Нельзя не учитывать и вероятность исчезновения этой услуги вообще.
И все-таки не стоит безнадежно списывать удаленный терминал со счетов. Во-первых, стоимость такого подключения ниже, чем у Dial-IP, а во-вторых, как и в случае с почтой, все зависит от потребностей.
Если нужен доступ к удаленной системе, которая работает в алфавитно-цифровом режиме, а таких систем великое множество, начиная от корпоративных информационных систем и кончая публичными библиотечными каталогами, то удаленный терминал - самое оптимальное решение. При этом сохраняется возможность обмена с коллегами по электронной почте и интерактивное общение через программы типа talk. Ресурсы World Wide Web также доступны для пользователей удаленного терминала. Это в первую очередь полноэкранный интерфейс lynx и, если не удается настроить тип терминала, программа WWW. При этом графика передается в виде файлов, которые можно поместить в определенное место на диске и потом переслать на свой компьютер для последующего просмотра.
И еще. Не следует комплексовать по поводу того, что работаешь в алфавитно-цифровом режиме. Большинство системных администраторов большую часть времени проводят не за "хождением" по системам графических меню, а за интерфейсом командной строки - так гораздо быстрее можно выполнить многие действия. Кроме того, на прием-передачу картинок требуется дополнительное время - а это дополнительные ресурсы и дополнительные расходы. Если Вы, уважаемый читатель, не горите желанием просматривать чужую рекламу, то стоит задуматься об удаленном терминале. (К сведению: реклама составляет 80% всех информационных ресурсов World Wide Web.)
Доступ в режиме Dial-IP
Dial-IP - это самый современный и в функциональном отношении наиболее полный доступ к ресурсам Internet. Естественно, что он и наиболее дорогой. Некоторые Internet-провайдеры других способов подключения вообще не признают (SovamTeleport). Надо сказать, что реклама Dial-IP сделана намного лучше, чем реклама других видов подключения, но неизвестно, насколько она отражает действительные возможности полного IP-сервиса.
А задуматься есть над чем. Например, при покупке компьютера Formoza клиент получает бесплатный пакет доступа по Dial-IP в течение ограниченного времени, а SovamTeleport предоставляет на некоторый срок бесплатный доступ к своим общим ресурсам (к слову, подписчики других провайдеров имеют бесплатный доступ к этим ресурсам в течение всего времени подписки). В данном случае это просто возможность познакомиться с Internet, а подписаться потом можно где-то еще. Многие пользователи так и поступают, выбирая расценки пониже.
Действительно, работа в Internet через Dial-IP ничем не отличается от обычной работы в сети. Дело в том, что пользователь, использующий этот режим, получает постоянный или временный (на период работы) IP-адрес. Это значит, что все транспортные протоколы TCP/IP теперь способны работать с рабочей станцией пользователя. На ней можно устанавливать стандартное программное обеспечение Internet, ничем не отличающееся от того, что ставят на машинах, постоянно подключенных к сети. Единственное отличие - коммуникационная программа, которая обеспечивает соединение с провайдером по коммутируемой линии и затем переходит в режим маршрутизации IP-пакетов. Таким образом, все ресурсы Internet становятся действительно доступны пользователю.
Если при работе с протоколом UUCP после соединения данные передавались по UUCP (в режиме удаленного терминала вообще используются только протоколы модуляции/демодуляции), то в Dial-IP соединение выглядит следующим образом:
? коммуникационная программа устанавливает связь с удаленным маршрутизатором или компьютером через обычную телефонную сеть, используя стандартные приемы соединения двух модемов;
? в зависимости от протокола канального уровня, SLIP или PPP, системы договариваются о параметрах сеанса обмена данными. При этом в SLIP такая настройка обычно осуществляется вручную, в то время как PPP позволяет автоматизировать этот процесс;
? после осуществления соединения происходит идентификация хоста пользователя. Если у него нет IP-адреса, то он ему назначается по DHCP (протокол PPP). При работе по SLIP хост пользователя должен иметь свой выделенный IP-адрес;
? после включения IP система готова для работы в сети Internet по полной программе.
Процедура получения динамического IP-адреса, как и постоянного IP-адреса, имеет свои преимущества и недостатки. Динамический IP-адрес получают только при подключении по PPP. Для провайдера такой способ более предпочтителен, т.к. позволяет лучше контролировать режим обмена информацией. Однако при этом хосту практически наверняка не присваивается доменное имя. В большинстве случаев это не имеет значения, но, если, например, FTP-сервер потребует ваш доменный адрес и по причине отсутствия оного откажет вам в доступе, не удивляйтесь. Тем не менее электронная почта будет работать исправно, поскольку ваш почтовый ящик SMTP находится на машине провайдера, а она доменное имя имеет всегда. При работе с выделенным IP-адресом таких проблем не возникает, но для провайдера это оборачивается растранжириванием адресов, и поэтому за их использование взимается дополнительная плата (правда, не всегда).
Как правило, электронная почта раздается в режиме Dial-IP по протоколу POP3. Это значит, что для пользователя откроют account на машине провайдера, и он, естественно, будет оплачиваться отдельно. По сути это ничем не отличается от режима удаленного терминала. Просто весь процесс получения почты автоматизирован.
На рисунке этот процесс представлен схематично. Почта поступает из Internet в почтовый ящик пользователя, откуда запрашивается программой-клиентом электронной почты по протоколу POP3. В обратном направлении программа-клиент связывается с почтовым агентом провайдера по протоколу SMTP и передает послание пользователя в очередь для отправки.
Если суммировать затраты на программное обеспечение для работы по DIAL-IP, то пользователю нужны:
? коммуникационная программа;
? браузер Web;
? программа приема/передачи почты;
? дополнительное программное обеспечение для доступа к ресурсам сети.
Последнее включает в себя такие программы, как telnet для работы в режиме удаленного терминала, ping - для контроля доступности удаленных машин, traceroute - для контроля маршрутизации, и ряд других полезных программ.
Кроме того, пользователь обычно получает по сети еще большое количество дополнительного программного обеспечения для работы с World Wide Web (браузеры VRML, Chat, Internet-Phone и т.п.). В целом объем этого ПО может превышать несколько десятков мегабайт.
Аппетиты пользователей бывает трудно измерить, но я призываю обратиться к таблице 2, чтобы охладить пыл особо фанатичных поклонников современных технологий.
Затраты на Dial-IP складываются из регистрации, ежемесячных платежей, оплаты времени соединения, оплаты трафика (не у всех провайдеров), оплаты account и почтового ящика, оплаты аренды IP-адреса, если он выделенный. Отдельной строкой стоит оплата доступа к информационным ресурсам сети, но это не входит в тему данной статьи.
Я не буду подробно разбирать ту или иную статью расходов для каждого провайдера - все достаточно хорошо видно из таблицы. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, - это на форму стандартного договора. Если он не содержит условий обеспечения надежности доступа, то это должно быть оговорено отдельно. Если соединение устанавливается по PPP, то на определение параметров соединения уходит время. При частых обрывах доля системного использования телефонной линии в общем времени доступа к ресурсам провайдера увеличивается. Следовательно, денежки пользователя уходят на системное обслуживание.
При работе на относительно медленных линиях не стоит увлекаться просмотром графики. Во-первых, это не что иное, как реклама; во-вторых, ее передачу по линии связи оплачивает пользователь. Анализируя статистику посещений своего сервера, я обнаружил характерную тенденцию у наших западных коллег, которые при первоначальном посещении страниц отключают режим автоматической пересылки встроенной графики и заказывают ее только тогда, когда она им действительно необходима.
Надеюсь, что читатели получили полезную информацию для размышлений и для оптимизации своей стратегии относительно подключения к сети Internet через российских Internet-провайдеров.
Павел Храмцов - руководитель группы РНЦ "Курчатовский Институт". С ним можно связаться по телефону: (095) 196-91-24 или по электронной почте по адресу: paul@kiae.su.