Марк Гиббс
Если вы получили какое-никакое образование, то думаем, вам не надо объяснять, кто такой Чарлз Дарвин и что такое теория эволюции. Именно с эволюционной точки зрения и хотелось бы рассмотреть intranet.
В животном мире эволюция происходит относительно медленно - перепончатый шаг в эту эпоху или высунутый нос в то тысячелетие. Процесс идет ни шатко, ни валко. В мире intranet жизнь не так величественна. Дарвинистская перспектива рынка intranet и его предка Internet окрывает последовательность технологий, для которых как нельзя более подходит закон выживания наиболее приспособленных.
Например, довольно долго к таким наиболее приспособленным службам в Internet относилось gopher, распределенная система меню, в лучшие свои времена насчитывающая 35 тыс. серверов.
Но как в случае с неандертальцами (помните тех парней с низкими лбами?) и их потомками, человеками прямоходящими (это мы с вами), система gopher не выжила в условиях конкуренции с Web. Начинавшийся с 30 серверов в недалеком 1993 году, сегодня Web - несомненный победитель в конкурентной борьбе со своими 250000 серверами. Что касается gopher, то было бы удивительно, если бы темпы его роста выражались в двузначных числах.
Однако и Web заключена в рамки эволюционного процесса. Помните, как все начиналось с Common Gateway Interface, механизма, при помощи которого данные передаются между сервером Web и его службами. Сегодня мы имеем такие конкурирующие технологии как Internet Server API компании Microsoft, Server API компании Netscape и Remote CGI компании Novell.
Не правда ли очень напоминает эволюцию видов. Возьмем в качестве примера, скажем, павлинов. (Поначалу параллель с крысами казалась нам более убедительной, но убоявшись ненароком оскорбить упомянутых производителей, мы перешли на "птичий язык"). У доминирующего вида зеленые перья, а у павлинов нового помета - синие, зеленые и красные. Если новые штаммы приживутся, то исходный штамм в конце концов исчезнет. Все то же самое справедливо в отношении intranet и Internet.
Делайте ваши ставки
С одной стороны, эволюционные тенденции ставят проблемы, а с другой - открывают новые возможности для разрабатывающих intranet корпораций. Весь вопрос в том, какой штамм выбрать. Java или ActiveX? Navigator - лучший из лучших или тупиковая ветвь в эволюции intranet? Что Internet Explorer сможет противопоставить конкуренту? Определиться с ответом не так то просто, но темпы эволюции настолько высоки, что самое разумное не ломать над этим голову. Если сегодня вы выберете продукт X, то можете быть уверены, завтра появиться продукт Y со всеми возможностями продукта X плюс дюжина новых. В добавок ко всему, новоявленный конкурент наверняка окажется дешевле.
Звучит как сказка. По крайней мере, кое-что в мире ИТ работает на вас.
Однако, несмотря на всю очевидность дарвиновской эволюции рынка intranet, развитие его сдерживается броуновским движением. На случай, если вы подзабыли откровение Броуна, то напомним: посмотрев однажды на стеклышко с водой через микроскоп, сей ученый мыж увидел, что все крошечные взвешенные частицы находятся в состоянии непрестанных хаотических перемещений. С той поры этот эффект называется броуновским движением. Он возникает в результате того, что частицы испытывают воздействие со стороны молекул воды. Результирующая сила воздействия на частицу отлична от нуля в виду случайности столкновений, поэтому частица колеблется.
Слонопотам или крокозяблик
Случайности и хаосу отводятся главные роли в эволюционном процессе. Причиной тому то обстоятельство, что движущей силой эволюции является мутация: случайные изменения ведут к появлению особей, которые к этой бренной жизни оказываются приспособлены лучше. К сожалению, всегда есть шанса, что мутация приведет к появлению на широкой дороге жизни слонопотама.
То же самое относится к технологиям intranet. Некоторые (такие, например, как Java) появляются вдруг и остаются на долго, некоторые же, несмотря на внешнее благообразие (павлины с блестящими перьями), становятся неудачниками.
Когда вы вынуждены принимать решение о выборе технологии, то именно броуновское движение рынка представляет для вас наибольшую угроза. Скажем, вы выбрали наимодный браузер. Продукт имеет все зачетные перья, хорошую производительность и адекватную поддержку, цена приемлемая и компании подходит.
Вы делаете глубокий вздох, возносите молитву святому Иуде (покровителю всех упущенных шансов) и идете покупать. Потом через месяц-другой, вы обнаруживает, что компания оказывается в стороне от последних достижений и связана по рукам и ногам неустойчивым продуктом. Ваш выбор был предопределен одним из миллиардов мелких толчков, а направление оказалось неправильным.
Так что, готовьтесь. Мир intranet эволюционирует с невероятной скоростью, а возможности просто изумительны. И несмотря на то, что риск снижается в виду непрерывно падающих цен, выбор тупиковой ветви может оказаться весьма дорогостоящим.
Торжище intranet ждет вас. Эволюция в сочетании со случайностью и хаосом - дарвиновская теория и броуновское движение одновременно.
Гиббс - редактор Intranet Magazine. С ним можно связаться по адресу mgibs@gibbs.com