Продолжение. Начало в CW-R #51
Абонементная плата - это тот оброк, который собирает провайдер с пользователя за возможное использование своих ресурсов. Обычно она включает заранее оговоренный размер трафика электронной почты и некоторую квоту доступа к телеконференциям.
В ряде случаев существует сложная система взаиморасчетов между пользователем и провайдером, когда неиспользованные средства зачисляются в счет следующего месяца или индексируются, а в случае перерасхода ресурсов включается двойной тариф. Разные компании имеют различные системы таких взаиморасчетов. Самым "хитрым" механизмом, на мой взгляд, владеет Glasnet. Наверное, это тяжелое наследие тех времен, когда (два-три года назад) рубль дешевел не по дням, а по часам, и было необходимо как-то учитывать это явление.
Собственно, и единица расчетов Glasnet - ИКС (не путать с $US, принятым в качестве условной единицы другими провайдерами), от которой в последнее время отказались, является продуктом той эпохи.
Стоимость соединения
По поводу этой статьи расходов среди российских Internet-провайдеров согласия нет. Demos по старинке не берет платы за время соединения при использовании протокола UUCP, а вот акционерное общество Relcom с 1996 года такую строку в свой прайс-лист ввело. Если говорить о тенденции, то все-таки большинство провайдеров постепенно вводит плату за время соединения. При этом учитывается время суток, в которое устанавливается соединение. Связано это с тем, что одни и те же телефонные линии применяются как для UUCP, так и для Dial-IP; во втором случае учет времени соединения ведется всеми провайдерами без исключения. С точки зрения структуры затрат, расходы на время соединения безусловно имеют место и входят так или иначе в общую плату за услугу. К слову сказать, использование телефонных каналов описанным выше способом приводит к тому, что при соединении пользователя с сервером заранее не известно, какая программа должна заниматься обслуживанием запросов. Следовательно, процесс такого обслуживания запускается из командной среды сервера, и, значит, каждый пользователь имеет account, т.е. регистрационный вход на сервере. В этом случае разница в регистрационных взносах для разных сервисов с точки зрения затраты ресурсов просто необъяснима.
Кроме затрат на время соединения при доступе по протоколу UUCP имеют место и расходы на использование ресурсов самого провайдера (машинного времени, дискового пространства, внутренних коммуникаций и т.п.). В большинстве случаев отдельной строкой эти затраты в прайс-листы не включены, хотя Glasnet и MVC считают это неправильным. При этом для пользователей Glasnet затраты на применение ресурсов провайдера превосходят затраты на время соединения. Затраты на трафик делятся на несколько категорий: расходы на прием корреспонденции, затраты на отправление корреспонденции и затраты при доступе к информационным ресурсам. О последних поговорим чуть позже.
При приеме и отправке корреспонденции провайдеры различают три типа сообщений: сообщения, передаваемые в пределах сети провайдера (в большинстве случаев между абонентами одного и того же узла), сообщения - рамках СНГ, и сообщения - Internet. Здесь наблюдается полный разнобой как в области оплаты услуг, так и по части отнесения адресатов к этим трем категориям. Например, к СНГ при отправке сообщений из Томска относятся только адресаты доменов nsk.(ru,su) и msk.(ru,su), все прочие - это Internet. Ряд провайдеров взимает плату за передачу сообщений между собой в рамках одного узла, например Mark-ITT, другие - нет. Но самое интересное - это политика в области оплаты приема/передачи. Кроме Glasnet, Dux и GoldNet, все провайдеры взимают плату за трафик. На самом деле и перечисленные выше "альтруисты" также делают это, но исходя из времени соединения и опираясь на средние цифры. При этом пользователь, который посылает и принимает почту в/из Internet, оплачивает как исходящий от него трафик, так и приходящий к нему. Поэтому "информационная любезность" зарубежных коллег может в ряде случаев "влететь в копеечку". С корреспонденцией по СНГ ситуация несколько иная. Как правило, оплачивается только отправляемая корреспонденция, хотя есть и зеркальное отражение этой ситуации в прайс-листе "Краснет". В рамках узла существует две тенденции. Одна основана на чисто техническом подходе к проблеме: принимаемая и отправляемая информация не покидает узла, а значит не возникает затрат. Следовательно, и отправка, и отправление не оплачиваются. Другой подход можно назвать чисто коммерческим. Отправитель должен, как на обычной почте, оплатить услугу, которой он воспользовался, и, следовательно, плата за отправленную корреспонденцию не зависит от реально затраченных ресурсов. Точнее, зависимость, конечно, существует: плата за доставку почты в Internet на порядок выше, чем в рамках узла.
Затраты на хранение информации на сервере провайдера
Читая прайс-листы, не надо думать, что речь идет только о файлах, которые хранятся на диске в рамках квоты, отведенной пользователю, - скажем, в рамках доступа в режиме удаленного терминала. Электронная почта также использует дисковое пространство провайдера, например, когда его сообщения находятся в очереди программы рассылки сообщений. Так, если информация, адресованная пользователю, пролежала больше трех суток на сервере CISA ltd., то включается счетчик, который взимает дополнительную плату за эти сообщения, что стимулирует регулярный просмотр пользователем собственного почтового ящика и влечет за собой определенные дополнительные расходы при отбытии адресата в командировку или в очередной отпуск.
Более подробно с основными расходами на поддержание режима доступа к Internet можно познакомиться в таблице 1 (Computerworld Россия за 17 сентября), а с последними расценками - в прайс-листах провайдеров.
Доступ к информационным ресурсам
Последнее, о чем следует поговорить, обсуждая проблемы доступа по UUCP к ресурсам Internet, - это информационный сервис, который доступен в этом режиме. Все эти информационные ресурсы можно разделить на три большие категории: телеконференции, файловые серверы и прочие информационные ресурсы, доступные по UUCP.
Телеконференции обычно делят на телеконференции Usenet, коммерческие конференции провайдеров и информационную службу Relis AO Relcom. Хотя телеконференции Usenet также подразделяются на коммерческие и некоммерческие, плата за их использование обычно бывает одинаковой. Самих конференций такое множество, что для их описания потребовалось бы слишком много места. За полным списком лучше всего обратиться к провайдеру. Коммерческая служба Relis включена в наш обзор потому, что расценки на ее разделы составляют половину прайс-листов доступа к телеконференциям. Обычно стоимость этой услуги определяется стоимостью услуги в AO Relcom плюс наценка провайдера.
Вторым по частоте использования ресурсом, доступным по UUCP, являются файловые архивы. Они подразделяются на файловые серверы провайдера, сертифицированные серверы Relcom и ftpmail (файловые архивы Internet). Собственно, ftpmail - это обычные FTP-архивы, доступ к которым осуществляется через программы почтовых роботов, или, как их еще называют, гейтов (gate). Понятие сертифицированного сервера Relcom можно назвать скорее коммерческим, чем техническим. Просто существует соглашение между Relcom и владельцем сервера о доступе к его ресурсам.
И последнее, к чему можно обратиться при UUCP-соединении - это списки рассылки и другие информационные серверы. Списки рассылки - это телеконференции и файловый сервер в одном лице. Программное обеспечение для них было разработано в рамках BITNET и используется до сих пор. Некоторые провайдеры ведут такие списки рассылки. Среди прочих ресурсов, доступных по UUCP, можно назвать только wais-сервер компании DUX, да еще серверы компании Elvis+: хотя этой компании нет в нашем списке, ее серверы - одни из наиболее старых в российской части Internet (на них я просто не нашел расценок).
Собственно говоря, доступа к другим информационным ресурсам по почте, кроме Usenet и файловых серверов, практически не наблюдается. Речь идет в данном случае об услугах наших провайдеров, а не вообще об ресурсах Internet, которые через этих провайдеров доступны пользователям. При этом политика доступа к существующим ресурсам характеризуется явным пренебрежением к мировому опыту и практике обслуживания клиентов информационных систем. Например, получение информации с файлового сервера обладает более низким приоритетом, чем сообщения телеконференций. Это полный абсурд с точки зрения потребителя информации. В режиме оповещения пользователя бомбардируют огромным количеством абсолютно ненужной ему информации с максимальным приоритетом, в то время как файл, который был заказан, посылается почтовым роботом только после этих сообщений. Очевидно, что пользователю в первую очередь нужна та информацию, которую он сам заказал, а не навязанная со стороны. С точки зрения коммерческой выгоды провайдера, ситуация идеальна, т.к. за полученную информацию пользователь платит вне зависимости от ее ценности, но надо же и приличия соблюдать.
Завершая обзор возможностей подключения к Internet по протоколу UUCP, хотелось бы еще раз отметить, что это вполне современный и в ряде случаев коммерчески оправданный метод доступа, и не следует пренебрегать предоставляемыми им возможностями при решении вопросов подключения к мировым информационным ресурсам, которые предоставляет Internet.
Павел Храмцов - руководитель группы РНЦ "Курчатовский институт". С ним можно связаться по телефону: (095)196-91-24 или по электронной почте: paul@kiae.su