В то же время, сертификат позволяет работодателю убедиться, что тот или иной специалист обладает достаточно глубокими знаниями в данной области.
Вся отрасль информационных технологий буквально наводнена разнообразными сертификатами - всякими CNA, CNE, ECNE, MCSE, MCP, CBE, LCND, LCNS, LCNC и т.д. и т.п. В одной только Северной Америке сертификаты CNE и ECNE получили тысячи людей, что значительно понизило их ценность.
Только не говорите, что при наличии сертификата опыт работы уже не имеет значения. Документ об окончании курсов говорит лишь о том, что человеку знакомы основы работы с продуктом, но отнюдь не свидетельствует о глубине его знаний. Отсутствие строгих требований привело к тому, что число выданных сертификатов Novell невероятно выросло, однако большинство из них - обыкновенные бумажки. Сегодня не хватает специалистов с сертификатами Lotus Notes. Это приведет к тому, что люди при любом удобном случае будут стремиться получить его и спрос опять превысит предложение.
Изменить сложившуюся ситуацию должны сами обучающие структуры. Чтобы получить сертификат высокого уровня, человек должен наработать определенный стаж. Если брать пример с Novell, то возможность получить сертификат администратора NetWare должна быть у каждого. Вместе с тем прием на курсы инженеров NetWare должен осуществляться только при наличии по крайней мере годичного стажа работы.
Опыт работы имеет решающее значение. Если человек не сталкивался с продуктом на практике, значит, ему ни разу не приходилось совершать типичные для начинающих ошибки и он не знает, как лучше всего их исправить. Если на пороге моего кабинета появится новоиспеченный консультант по Lotus Notes, радостно помахивающий сертификатом LCNC, который общался с продуктом исключительно в классной комнате, я не смогу со спокойной совестью доверить ему управление системой, в которой более 70 пользователей: у него не было возможности понять внутреннее устройство среды.
Я не противник сертификатов, однако NetWare, Windows NT, Lotus Notes, маршрутизаторы Cisco и тому подобные системы очень сложны, а по сему к работе с ними существуют различные подходы, среди которых есть правильные и неправильные. На курсах же о них дают самое общее представление да приводят несколько наиболее ярких примеров из практики.
Допустим, существует компания с сетью Windows NT, у которой 1700 пользователей и 186 серверов; теперь предположим, что она осталась без администратора сети. Можно ли рассчитывать, что некий Джо Туткактут, который окончил курсы специалистов по системам Microsoft, начнет дело без серьезных сбоев? В одной достаточно крупной американской компании, с которой по долгу службы мне приходилось регулярно иметь дело, решили проверить, чем это может кончиться. Несмотря на мои возражения, администрация взяла на работу человека без стажа. В результате - 18 часов простоя; за это время я совершил перелет из одного конца страны в другой, сделав по пути три остановки, а также обратился за консультацией в DMR и ISM, чтобы восстановить связь с 179 отделениями фирмы, разбросанными по всему миру. С момента вступления в должность "MCSE" не прошло и суток, а компания уже потратила 2,7 млн. долл. на проведение в действие плана по ликвидации последствий катастрофы.
Пока опыт работы по специальности не станет обязательным условием приема на курсы повышения квалификации, при возникновении спроса на специалистов по какому-либо пакету рынок труда наводняют толпы неофитов. Оплата труда тех, кто действительно умеет работать со средой тем самым будет искусственно снижаться.
Я помню времена, когда CNE за установку или управление сетями получали 50-70 долл. в час. Теперь же появилось множество людей, готовых работать за любые деньги, поэтому далеко не каждый зарабатывает в час даже 35-40 долл.
Однажды мне пришлось столкнуться с людьми, которые без достаточного опыта взялись за управление средой Notes с 3000 пользователями. Всюду были копированы плохие адресные книги, в базах данных и серверах нарушались элементарные правила защиты, а с серверов постоянно что-то пропадало. Исправить подобные огрехи, не сбиваясь с ритма работы, - задачка не для слабонервных. Вот вам еще одно доказательство простой истины, что лицам с небольшим стажем или без оного следует доверять системы лишь с малым количеством пользователей. Перед тем как получить более серьезное задание, они должны овладеть искусством исправления ошибок.